Симфония славы

Просто за уши порой приходится тянуть в газету репортажи о белорусском шоу-бизнесе, его артистах и концертах.
Просто за уши порой приходится тянуть в газету репортажи о белорусском шоу-бизнесе, его артистах и концертах. Во-первых, сами эстрадные исполнители часто бегут в Москву от "большой спортивной славы" здесь. Другие музыканты, кто умеет держать в руках инструменты, сбиваются в группы, разучивают "а›тэнтычныя спевы" наших деревенских бабулек. С этим незамысловатым репертуаром под названием "маднявы фолк-рок" они едут в цивилизованную Европу, жители которой пускают слюни от радости, что не только они - немцы, французы или чехи - уважают старину. Вот, мол, и в Беларуси есть фольклор.

На европейских музыкальных фестивалях пока есть струя, где относительно комфортно себя чувствуют малоизвестные белорусские группы, которые охотно нас там представляют. Я говорю, что весь этот "музыкальный национализм" - шутка, потому что читала одноименное произведение Кундеры, который подробно описывает то, что остается хотя бы от "а›тэнтычных спева›" после советской эпохи. Молодые люди, которые кривляются на любой минской сцене от переизбытка патриотических эмоций, то и дело поглядывают в сторону Москвы или мира, потому что весь, даже самый элементарный "сахар" - там. От этого любой минский альтернативный концерт превращается в провинциальную халтуру.

И последнее. Есть рок-группы мирового уровня. И оркестры с классическим репертуаром. Концерт "Скорпионс" в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра Беларуси - это событие настоящее, выпуклое. Лучше других об этом музыкальном прецеденте расскажет первый концертмейстер нашего оркестра Григорий Брониславович ДОБРЖИНЕЦ, который несколько дней находился внутри "скорпионовской" акции "Moment of Glory" ("Момент славы").

- Григорий Брониславович, ведь подобная работа с рок-звездами первая в вашей жизни?

- Да. И в моей, и в жизни Государственного симфонического оркестра рок-жанра еще не было. Нельзя сказать, что совместный концерт со "Скорпионс" мы восприняли как эпохальное выступление, но наши музыканты увидели и почувствовали свою абсолютную мобильность. Всего за два дня оркестру удалось освоить, скажем так, "чуждый" материал. Еще до первой репетиции с группой для нас было совершенно неясно место в сюжете: что мы должны делать, что будет звучать и каковы эти "рок-децибелы"? Оркестр накануне вернулся из Испании, где мы гастролировали в хороших и роскошных акустических залах с классическим репертуаром. А тут - с/к "Уручье" и рок-концерт... Естественно, многое было непонятно. Но, повторюсь, с работой мы справились. И, по словам их дирижера Кристиана Колоновица, справились очень качественно.

- Европейцы - люди вежливые...

- Вы знаете, обычно из вежливости говорят: "Спасибо. Все было очень хорошо". Но не проводят сравнительный анализ. А "Скорпионс" нам рассказали, что уже работали с Голливудским симфоническим оркестром, Венским и с Берлинской филармонией. Как ни странно, концерт с нами доставил им большее удовольствие.

- Почему?

- По мгновенному контакту и отзывчивости оркестра. Когда действие на сцене закончилось, каждый из "скорпионов" подходил к нашим музыкантам. Они долго и горячо благодарили нас, даже какие-то сувениры дарили. Словом, всерьез заинтересовались минским оркестром, и Кристиан Колоновиц обещал подумать над серией таких концертов вне Беларуси.

- Как обещал? Сказал: "Созвонимся"?

- Подобные музыкальные контакты не исчезают в никуда. Чаще всего по факсу высылаются условия тура. И потом, я уверен, что любая форма сотрудничества интересна не только нам, но и им. Здесь очень важна материальная сторона. Пригласить в подобные гастроли Берлинский симфонический оркестр - это очень дорого.

- Ваш оркестр тоже не страдает отсутствием гастролей. В одной Испании вы выступали 12 раз. Потом Берлин, Греция, Италия, Франция и прочие Болгарии... Неужели вам действительно интересно ездить по миру с "рокерами"?

- "Скорпионс" - это не просто рок-группа, состоящая из гитариста, ударника и певца. Прежде всего они музыканты высочайшего класса, которые находятся в беспрерывном поиске новых форм. Музыка, с которой мы столкнулись в тот вечер на сцене, вызвала у нас восторг. Таких аранжировщиков, как Колоновиц, способных свести в одном концерте симфоническое и электронное звучание, в мире очень мало. Вообще сама по себе идея подобного слияния - новая, но мало ли в мире идей? Тут же потрясающее воплощение: несмотря на все запреты, наши музыканты все-таки записали концерт. Я прослушал пленку, и мне очень понравилось то, что делают "Скорпионс" и Колоновиц. Это свежее и любопытное музыкальное направление. Когда-то у нашего оркестра был опыт симфонического исполнения эстрадных песен, но, на мой взгляд, подобное скрещивание не представляло интереса ни для эстрады, ни для оркестра, ни для искусства.

- Как оркестр себя чувствовал в стенах спортивного комплекса?

- Вы знаете, с той аппаратурой, которую они привезли, концерт мог состояться и в открытом поле, и в Сахаре, и на авиалайнере - словом, где угодно. В таких условиях, опять же, нам еще не приходилось работать, когда техники, как няни, опекают весь оркестр. К каждому инструменту был прикреплен микрофон, у музыкантов были наушники. До сих пор мы не знали этого чувства слышать себя из зала: ведь когда ты играешь в обычных условиях, то слышишь себя и инструмент относительно. Но у них совершенно потрясающий звукоинженер: во время репетиций и концерта мы слышали и видели все, во всяком случае, больше, чем обычно. Если у одного из музыкантов отваливался микрофон, тут же, как из-под земли, появлялся техник и бесшумно исправлял все. До этого концерта я к рок-музыке относился постольку поскольку, но когда увидел всю эту "кухню" изнутри, понял, что там работают суперпрофессионалы. Только вообразите себе: на четверых музыкантов "Скорпионс" обслуживающего персонала приходится человек 50! И работают они все очень четко и точно. Еще меня поразило их световое оборудование. Не просто там пушка, которая дает желтый, красный или зеленый цвет. Каждая музыкальная композиция, каждое ее тональное отклонение имеет свое световое решение. Любой сценический нюанс - не случайность.

- А скажите, Григорий Брониславович, вы представляете себе такой концерт с белорусской рок-группой?

- Конечно, это возможно. Только вопрос в том, есть ли у них подобные произведения, баллады, как у "Скорпионс", способные представить интерес для музыкального мира. К тому же аранжировщик Кристиан Колоновиц - это талант, это дар. От него в проекте "Moment of Glory" зависит очень многое. Мы столкнулись с профессиональными музыкантами суперкласса, и работа с ними доставила нашему оркестру колоссальное удовольствие.

- Понимаю.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter