Сильны духом и телом

Любить родину, быть патриотом своей страны — сегодня молодых солдат учат этому люди и в военной форме, и в одеждах священника

Любить родину, быть патриотом своей страны — сегодня молодых солдат учат этому люди и в военной форме, и в одеждах священника. Учат по–разному: офицеры на языке армейском, по уставу, а служители церкви — по Библии. Узы, многие века объединявшие армию с церковью и разорванные на десятки лет, вновь крепнут. В последние годы особенно. Первый шаг к сближению воинства и духовенства официально был сделан 11 лет назад, когда в мае 1998 года состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между внутренними войсками МВД Республики Беларусь и Белорусской православной церковью. Впрочем, потребность военнослужащих в духовности и вере почувствовалась значительно раньше.


Шаг навстречу


— В начале 90–х годов командование внутренних войск обратилось к церкви, чтобы священнослужитель принял участие в торжественном принятии присяги в войсковой части 3214, — вспоминает председатель отдела Белорусского экзархата по взаимодействию с Вооруженными Силами отец Сергий Кузьменков.


Именно отец Сергий тогда и стал первым священнослужителем, получившим благословение митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси на окропление военнослужащих, принимавших военную присягу.


— В 1992 году для меня это было волнующе и ново, — рассказывает отец Сергий. — Мы делали первый шаг. Меня консультировал митрополит, мы долго беседовали. После присяги я разговаривал с офицерами. Тогда–то они попросили организовать новые встречи, чтобы в часть приезжал священник, беседовал с солдатами, офицерами. И постепенно по всем воинским частям в комнатах досуга стали оборудоваться духовные уголки. Там размещались образ Спасителя или Божьей Матери, или лики святых покровителей войска, Священное Писание и другая духовная литература.


Со временем духовные уголки сменили молитвенные комнаты. Первой частью, где появилась комната, в которой совершалось богослужение, после которого военнослужащие исповедовались и причащались, стала воинская часть 3310 в деревне Околица. Туда люди военные приходили вместе с семьями.


Когда на большой религиозный праздник Крещение в часть приехал командующий внутренними войсками и увидел, сколько народу стоит на улице у стен клуба (маленькая комната не вмещала всех пришедших), возникла идея о создании войскового храма. Это был 1998 год. А уже в 1999–м в первый полковой храм пришли верующие: помолиться, поставить свечи, крестить детей...


Христолюбивое воинство


Постепенно из года в год священники и офицеры вместе возрождают традиции христолюбивого воинства, разрушенные после революции (вместе с войсковыми храмами). Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся «за веру, царя и Отечество», святая православная церковь именовала его воинством христолюбивым. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя. Древняя Русь славилась благочестием своих князей–полководцев. Многие из них были канонизированы как святые.


Да и история прошлого века хранит немало примеров единства войска и церкви. Во время Великой Отечественной войны священники вместе с солдатами шли в бой. Одни уходили воевать к партизанам, другие становились связными с партизанскими отрядами. Об этом и многом другом нынешние офицеры и солдаты узнают во время бесед со священнослужителями. Кстати, сегодня в частях внутренних войск уже четыре церкви: в Околице, Барановичах, Могилеве, Минске.


Понятно, что воинский коллектив живет по своему внутреннему уставу и распорядку. Но при этом у каждого есть возможность прийти в храм по зову души.


— В последние годы офицеры чаще приходят в церковь венчаться, детей крестить, — признается отец Сергий Кузьменков. — Если сначала на отцов церкви смотрели в армии все же настороженно, то сейчас глядят, как на таких же членов воинского коллектива. Командир закаляет воинов физически, а священник укрепляет их нравственность и дух. Появлению храмов в воинских частях особенно рады матери новобранцев. Церковь дает им уверенность в том, что все будет хорошо и с любимым сыном ничего плохого не случится.


— Воинский коллектив должен нести мирный дух. Мы освящаем оружие не для нападения, а для защиты. И церковь, и армия учат патриотизму, защищать себя, Родину, историю, традиции, — сказал мне на прощание отец Сергий.

 

На снимках:

полковой храм в/ч 3310 в деревне Околица;

Владыка Филарет с бойцами в/ч 3214.

 

Фото  Андрея Дороха.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter