Сильное звено

В июне прошлого года авиаторы Госпогранкомитета принимали дорогого «гостя» из Франции — к нам прилетел новенький вертолет AS 355NP ECUREUIL компании «Еврокоптер»...

В июне прошлого года авиаторы Госпогранкомитета принимали дорогого «гостя» из Франции — к нам прилетел новенький вертолет AS 355NP ECUREUIL компании «Еврокоптер». То была первая ласточка — за прошедший год еще три «француза» пополнили пограничный авиапарк. Последний из них приземлился в Национальном аэропорту «Минск» несколько недель назад. Таким образом, вся четверка легких вертолетов уже в строю, а контракт на поставку выполнен. Можно подвести итоги! О том, оправдала ли новая техника надежды, а также о планах и перспективах авиаторов Государственного пограничного комитета мы беседуем с начальником авиационного отдела ГПК Петром ЖУРАВСКИМ.


— Петр Федорович, а зачем вообще пограничникам понадобились новые вертолеты? Это ведь удовольствие не из дешевых...


— Необходимость обновления авиационного парка возникла пять лет назад. Мы знали, что к 2009 году вертолеты Ми–8Т, стоявшие на вооружении, выработают свой ресурс. Поэтому в 2005–м разработали концепцию развития пограничной авиации на период до 2015 года. Планируя переоснащение авиации органов пограничной службы, начали искать варианты, объявили конкурс. Его выиграла компания «Еврокоптер» — один из лидеров мирового рынка. Заключили контракт, через некоторое время получили первую машину. Сейчас подразделение сформировано, все четыре вертолета вошли в состав одного из звеньев воинской части, которая базируется в Поставах.


— Если сравнивать Ми–8Т с «Экурелем», кто возьмет верх?


— Ставить их в один ряд не совсем уместно — все–таки вертолеты разного типа. Ми–8Т — среднего класса, максимальный взлетный вес у него 12 тонн — против 2.600 килограммов у «Экуреля». Но если говорить о выполнении задач на границе, французская новинка имеет ряд преимуществ. Один из основных недостатков Ми–8Т — небольшая мощность двигателей, особенно в условиях повышенной температуры воздуха. С «Экурелем» таких проблем нет. Он обладает высокой тягой и маневренностью, что позволяет нам обследовать практически любые извилистые участки местности на границе, даже те, куда залететь на Ми–8Т было весьма затруднительно. Также «француз» имеет хорошие характеристики дальности полета. Важный показатель — экономичность. Если на Ми–8Т расход топлива составляет 800 литров в час, то у «Еврокоптера» — почти в три раза меньше. Приведу расчеты. На новых вертолетах мы налетали чуть более 500 часов, израсходовав за это время около 85 тонн топлива. Если бы использовали Ми–8Т, потратили бы более 380 тонн. В итоге экономия составила 350 миллионов рублей. Согласитесь, цифра существенная.


— Личный состав уже привык к новинке?


— Еще одно преимущество «Экуреля» в том, что он прост в управлении: без проблем освоить вертолет могут и пилоты второго–третьего класса. К тому же в соответствии с контрактом наши специалисты прошли во Франции переподготовку. На курсах занимались 17 человек, летчики и авиационные техники. Для кандидатов «Еврокоптер» выдвинул особые требования — не менее 500 часов налета. В принципе, это немного, как раз уровень молодого летчика. Молодых мы и старались посылать на стажировку. Французские специалисты оценили уровень подготовки наших авиаторов высоко.


— Сколько нарушителей удалось задержать при помощи новых вертолетов?


— Прежде чем ответить, напомню основные задачи, которые возложены на пограничную авиацию. Это патрулирование границы, контроль за соблюдением пограничного режима, координация и управление подразделениями, доставка и десантирование нарядов в труднодоступную местность. Теперь цифры: с применением легких вертолетов мы задержали более 80 нарушителей законодательства, обнаружили более 120 дорог и троп, проходящих вне пунктов пропуска. Перевезли и десантировали около 380 пограничников. Хочу подчеркнуть, что вертолетами мы сейчас можем «закрыть» всю границу. Сегодня «Экурель» работает в Пинске, завтра — в Поставах, послезавтра — в Гомеле и т.д. Поэтому потенциальным злоумышленникам стоит хорошо задуматься, прежде чем идти на риск! Сейчас, к слову, приступили и к ночным полетам — не секрет, что большинство нарушений фиксируется именно в темное время суток. Заказали дополнительные прожекторы, которые способны осветить землю с высоты два километра. Устройство современное, мощное, в инструкции по эксплуатации даже сказано, что его нельзя включать на земле, — может загореться сухая трава! В будущем планируем оснастить вертолеты тепловизорами.


— Петр Федорович, на этом обновление авиапарка завершено?


— Останавливаться на достигнутом не собираемся. Сейчас изучаем рынок — неплохо было бы приобрести еще два–три новых вертолета классом повыше. Таких, например, как «Еврокоптер–145». Машины подобного плана способны перевезти до 11 человек, у них больший перечень опционального оборудования. «Стосорокпятый» есть у наших коллег–литовцев. Мы его протестировали — техника отменная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter