Прошлая пятница стала поистине черной, ознаменовавшись тремя терактами в разных частях света

Сила бессилия и бессилие силы

Прошлая пятница стала поистине черной, ознаменовавшись тремя терактами в разных частях света, которые, однако, имели общий знаменатель – «Исламское государство».

Во французском городе Сен-Кантен-Фаллавье двое террористов атаковали завод сжиженного газа. Они протаранили ворота предприятия на грузовике, после чего тот столкнулся с цистерной со сжиженным газом, и произошел взрыв. Одного из террористов удалось задержать. Им оказался Ясин Салли, который давно находился в поле зрения французской полиции по подозрению в причастности к исламистскому подполью.

Другой громкий теракт произошел в тунисском отеле «Империал Мархаба», где группа террористов расстреляла 37 человек. Третья террористическая атака случилась в Эль-Кувейте, где взрыв в мечети имама Садыка унес жизни более 20 человек.



Все три террористические атаки связывают с деятельностью группировки «Исламское государство», которая в последнее время стала главным полюсом притяжения для исламских радикалов. Экспансия ИГ вызвала настоящую гуманитарную катастрофу в Ираке и Сирии, когда сотни тысяч людей были вынуждены покинуть места своего проживания, спасаясь от религиозных фанатиков. Миграционная волна уже ударила по Ливану и Турции и докатилась до Европы, осложняя и без того непростую гуманитарную обстановку в Италии и особенно Греции. Проблема нелегальной миграции уже почти перессорила многие европейские правительства, и дальнейшие успехи ИГ лишь подольют масла в огонь.

От деятельности ИГ страдают не только люди, но и памятники. Мир был шокирован погромом исторических реликвий, учиненным боевиками ИГ в музее иракского города Мосул. Кроме того, под контролем ИГ оказались руины античного города Пальмира, уничтожение которых станет невосполнимой утратой для культурного наследия человечества. Впрочем, здесь «Исламское государство» не оригинально – можно вспомнить статуи Будды, которые в свое время были уничтожены в Афганистане движением «Талибан».

«Исламское государство» — самый успешный из радикальных исламистских проектов последнего времени. Это не просто террористическая организация, а квазигосударственное образование, контролирующее довольно большую территорию и имеющее далеко идущие геополитические амбиции.

ИГ предлагает проект своего рода «исламской глобализации» — построение интернационального халифата, организованного в соответствии с «единственно верным» прочтением ислама, как его понимают идеологи ИГ. Приверженцы «Исламского государства» фанатичны и готовы идти на любые жертвы ради достижения поставленных целей, что является важным фактором их успеха на данном этапе.

Причины успехов столь радикальной, тоталитарной по своей сути идеологии кроются во внутреннем неблагополучии исламского мира. Многие мусульманские государства так и не смогли адаптироваться к глобальному миру, выстроенному по западным лекалам. Нетрудно заметить, что исламский радикализм побеждает в странах, где до этого правили светские режимы, в той или иной степени ориентированные на западные ценности и образ жизни. Однако коррумпированность и неэффективность этих режимов, их неспособность справиться с социально-экономическими проблемами и бедностью закономерно порождали недовольство и разочарование. В условиях отсутствия социалистической альтернативы, которую когда-то предлагал развивающимся странам СССР, единственным каналом для выхода накопившегося недовольства стал исламский традиционализм в его радикальном прочтении. Вот почему «Исламское государство» с такой легкостью вербует «пассионарную» молодежь, которая, не находя конструктивного применения своей энергии, готова поддерживать радикалов.

Радикализм, дающий силу ИГ, одновременно является и его слабостью. Агрессия и нетерпимость, которые несет с собой эта группировка, неприемлемы для многих внутри самого исламского мира, поэтому по мере экспансии ИГ сопротивление ему будет неизбежно нарастать. Однако пока противники ИГ демонстрируют неспособность создать эффективную коалицию против общего врага. Возможное усиление Ирана, который рассматривается в качестве основного противовеса ИГ, пугает слишком многих на Ближнем Востоке. Не спешат вмешиваться в ситуацию и США, ограничиваясь преимущественно пустой риторикой.

А значит, у ИГ остаются возможности для дальнейшего роста, что неизбежно приведет к новым терактам и распространению нестабильности на новые регионы.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter