Сигнальный фонарь

За январь-февраль продажи автомобилей в Беларуси по сравнению с прошлым годом выросли на 9 %

Белорусский авторынок сегодня если и не находится в состоянии паники, то близок к нему как никогда. Впервые бывшие в употреблении автомобили стали конкурировать с новыми иномарками, хотя еще недавно автодилеры утверждали: потребители автомобилей «в упаковке» и покупатели «бэушек» — две принципиально разные категории граждан. Тот, кто хоть раз покупал себе новенькое авто, за руль старого рыдвана ни за что не сядет. Но ситуация меняется — сегодня речь уже идет о начинающейся войне за покупательский кошелек. Впрочем, сами граждане стали  прижимистыми  — во время кризиса ни на новенькие, ни на старые авто денег тратить они не желают...

Если сравнивать Беларусь с ближайшими соседями, то финансовый кризис на местном авторынке сказался куда в меньшей степени, нежели на российском, а уж тем паче украинском. Как отмечают специалисты аналитического центра МАХ «Атлант-М», ситуация у нас выглядит наиболее благоприятной. Даже в последнем квартале 2008 г., когда во всем мире наблюдалось стабильное падение продаж, белорусские дилеры мировых автоконцернов удивили всех ростом на 45,9 %. Для сравнения : в Украине в этот период реализация новых автомобилей снизилась на 5,8 %, в  России — на 3,8 %.

Первые два месяца нынешнего года, которые для большинства мировых автопроизводителей стали «моментом истины», также показали положительную динамику авторынка в нашей стране — продажи автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 9 %. А вот у восточных соседей падение оказалось исключительно высоким  — на 32,4 %, у украинцев  — и вовсе на минус 53 %.

Несмотря на то, что в отношении дальнейшего роста белорусского рынка аналитики сегодня особых надежд не питают, на фоне большинства стран Центральной и Восточной Европы он может показаться «бодрячком». В Украине к концу года падение числа проданных автомобилей может составить не менее 50 %, а показатели 2008 г.  будут превышены не ранее 2013 г. Российскому рынку пророчат падение на треть, а на уровень прошлого года продавцы новеньких автомобилей выйдут только к 2012 г. А вот Беларусь, в которой в минувшем году было продано 25 296 новеньких авто, после 20—25 %-ного  падения вернет себе былые позиции уже к концу 2010 г. Причем после этой даты рынок может накрыть волна взрывного роста, ведь к моменту начала кризиса он был «недогрет». Если объем продаж в России в 2008 г. был примерно адекватен показателю ВВП на душу населения, в Украине он был завышен, то в Беларуси, наоборот, занижен. Автодилеры констатируют: по количеству новых автомобилей на душу населения Беларусь находится на самом последнем месте из стран Восточной Европы.

Как отмечает помощник генерального директора МАХ «Атлант-М» Илья Прохоров, белорусский авторынок в обозримом будущем будет демонстрировать свою зависимость от активности отдельных игроков. «Впрочем, скорее всего, стоит прогнозировать нестабильность спроса в связи с негативными ожиданиями, такими как возможное повышение ввозных пошлин на автомобили, ограничения на импорт  и дальнейшая девальвация белорусского рубля», — говорит он. Хотя при этом не стоит исключать и фактический уход с рынка некоторых марок и серьезную активизацию импортеров подержанных автомобилей.

Что же касается автодилеров, то им придется учиться работать в совершенно новых условиях. Если раньше даже за престижным автомобилем выстраивалась очередь, то теперь борьба за клиента обещает стать более ожесточенной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter