Народные праздники и приметы в марте

Сиеста отменяется

Календарь и традиции
Предстоит третья неделя Великого поста, и соответственно праздниками она небогата. Но довольно важные, можно даже сказать, определяющие дни в календаре есть.

9 марта отмечается «прысвятак», который в народе называли «паўраценне» или «абратанне» — от церковного «обретение головы Иоанна Предтечи». Особенно чтили его пчеловоды. В этот день они в первый раз после зимы заглядывали в ульи и если обнаруживали (обретали) их в хорошем состоянии, то в дальнейшем могли рассчитывать на богатый мед. Условное понятие «обретения» применялось также и к озимым, и к огородам, и к садам. Все внимательно, по–хозяйски осматривалось, при необходимости что–то поправлялось. А на Воложинщине говорили, что в этот день медведь в берлоге переворачивается на другой бок. Но зима уже не сможет вернуться, потому как «баiцца Янавай галавы».


В свою очередь, в южных районах считали, что в этот период «птица гнездо обретает»: первые вернувшиеся из теплых краев пернатые принимались за главное свое дело — создание гнезд, чтобы продолжить себя в потомстве. Однако понятие «гнезда» применимо не только к птичьим семьям. «Гнездом» мы называем свою семью, родной дом, из которого, как птенцы, вылетают в большой мир повзрослевшие дети. И нет страшнее «разоренного гнезда» — как птичьего, так и человеческого.

На Браславщине «гнездом» называли небольшое скопление звезд над созвездием Персея, которое наиболее ярко проявляется на небе осенью. Эта «шчыльная купка» из шести–семи ярких точек действительно напоминает отложенные в гнезде яйца.

10 марта в храмах вспоминают святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского. Ну а в народной традиции «с Тарасия» не дозволялся послеобеденный сон, которым до того можно было себя побаловать. Теперь он не шел во благо, наоборот, мог принести разного рода недомогания, вплоть до самых разных лихорадок, которые в народе получали весьма колоритные названия: «трасца», «хiндзя», «небудзь», «фыбра», «iрадава дачка»... Представлялась такая лихорадка чаще всего в женском облике, но в зависимости от поры года — то молодой девушкой, то красивой взрослой женщиной, то страшной, уродливой старухой. Отдельно выделялась весенняя лихорадка — «лiстаадзявальная». Страх перед болезнью заставлял людей не только оберегаться, но и в какой–то мере «задабривать» хворь, поэтому кое–где на «дзяды» для нее даже ставили «угощение». Иногда лихорадка представлялась в виде мух, которые залетали в трубу дома. Чтобы избавиться от нее, где–нибудь на перекрестке или в болоте оставляли куриное яйцо. Или делили сваренное вкрутую, но обязательно от черной курицы, яйцо на 77 (!) частей и, завернув каждую в тряпицу, бросали с левой руки в воду. Как оберег от лихорадок носили с собой «велiкоднае яйка», старый нательный крест или венчальную свечу. Вот такие предлагались «меры профилактики». Заступницей от лихорадки считалась в народе Фатинья.

13 и 14 марта друг за другом идут Василий–капельник и Евдокия–капельница — ее еще называли «плющиха», потому что обычно к этому времени снег уже теряет свою пушистость и воздушность, как бы «сплющивается», оседает и становится похожим на бело–черную, темную, влажную соль. Появлялись также большие проталины, земля словно оголялась, оттого: «На Аўдокi — голы бокi». Если на Евдокию выглядывало солнышко, ожидали, что весна предстоит дружная, теплая, лето хорошее и особенно удалым будет сенокос. Дождь предвещал хороший урожай хлебов, а вот мороз грозился заморозить гречку во время цветения. Снег с дождем и теплый ветер — к мокрому лету. Северный ветер — предвестник лета прохладного и дождливого. Редкие для такого времени холодные ветра, пусть уже и не зимние «завiрухi», предсказывали холода на весь год. В народе также считали, что теперь снег приобретает целительную силу, поэтому чистой талой водой обмывали больные ноги и руки, делали компрессы и иногда смачивали раны.

День 14 марта (Евдокия) определял погоду на всю весну, 15–го (Федот) — на лето. В Федотов день опасались сильных ветров: они могли привести за собой такой же силы ветры в сенокос, и тогда сено, сложенное в стога, разлетится и вся работа окажется напрасной. Оттого и название — Федот–ветронос.

Советская Белоруссия № 43 (24673). Пятница, 6 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter