«Шутки» от утки?

Как решаются проблемы церкариоза на озере Нарочь?

Как решаются проблемы церкариоза на озере Нарочь?

Великий Леонардо да Винчи написал в свое время: «И бывает вода то кислой, то острой, то терпкой, то горькой, то сладкой, то густой или жидкой, то вредной или гибельной, то целебной или ядовитой». Такими качествами наделяет ее не только матушка-земля… Подтверждение тому — ситуация на озере Нарочь. А именно проблема церка-риоза. Об этом паразитарном заболевании, переносчиками которого являются водоплавающие птицы, уже много говорилось и писалось. Казалось, очаг его поражен. Но горячее лето 2010 года вновь напомнило о проблеме. Группа авторского надзора, в которую входили ученые, пришла к неутешительному выводу: выявленные «нарушения могут спровоцировать вспышку заболеваемости отдыхающих церкариозом»…

Я думаю, бить в колокола пока не надо. И пугать вспышкой заболеваемости тоже. Но о проблеме, которая возникла в прибрежной зоне озера Нарочь, нужно не только говорить, но и решать ее. Речь идет о паразитарном заболевании, которое в народе окрестили «зудом купальщика». Болезнь не опасная, но очень неприятная, оставляющая плохие мысли о водоеме, где ее получил.

Надо сказать, что это заболевание появилось на Нарочи не так давно, где-то в начале 90-х годов. Занесли его туда водоплавающие птицы, в частности утки, а распространили среди людей моллюски. Был период с 2004-го по 2006 год, когда «зудом купальщика» за сезон заболевало более 700 человек.

Сегодня ситуация резко изменилась. Количество пострадавших уменьшилось в разы. Это стало возможным благодаря Государственной программе экологического оздоровления озера Нарочь, в рамках которой данной проблемой занимались сотрудники Национальной академии наук Беларуси и Белорусского государственного университета. Задача ставилась непростая, рассчитанная не на один год. Озеро Нарочь уникальное, здесь кавалерийским наскоком не пойдешь. Нельзя, например, применить метод западных коллег, которые использовали химические препараты для борьбы с моллюсками. Или одеть берега жемчужины Беларуси в бетон, как поступили с Женевским озером. Можно надолго замутить воду и не вернуть былую красоту и первозданность. Поэтому разработчики взяли в помощницы экологию, определили безопасные методы, чтобы сохранить устоявшуюся экосистему. Методы эти предельно просты. Если известно, от кого исходит беда, то надо избавляться от них. И от тех же уток, и от тех же моллюсков, наводя чистоту и порядок на пляжах, благоустраивая берега. Так и поступили. Был разработан комплекс мероприятий, который позволил оптимизировать ситуацию по церкариозу. Если сравнить 2006-й и 2009 годы, то следует сказать, что заболеваемость уменьшилась в шесть раз.

Эту цифру привела мне заместитель генерального директора по научной и инновационной работе Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам Елизавета Бычкова, которая принимала непосредственное участие в решении данной проблемы.

— Мы разработали мероприятия, которые были направлены на все звенья биологического цикла паразита, — уточняет Елизавета Игнатьевна. — А именно на уменьшение численности основных его хозяев — водоплавающих птиц. Мероприя­тия по регулированию численности птиц включали зимнее и летнее выкашивание надводной растительности. Делалось это с целью ликвидации мест гнездования. Птицы вынуждены были улетать на другие озера и там выводить своих птенцов. Велся и отстрел, например, уток на участках пляжных зон, в основном для того, чтобы контролировать ситуацию по зараженности. Практиковались и такие мероприятия, как отпугивание птиц из курортной зоны. Кроме того, велась постоянная очистка пляжных зон от растительности, где концентрируются моллюски, их сбор. Это достаточно эффективный метод, который приводит к положительным результатам.

Еще один блок — просветительская работа: изготовление памяток для отдыхающих, чтобы они знали все о церкариозе, не подкармливали птиц, зная о беде, которую они могут принести.

— Елизавета Игнатьевна, вы уже говорили, что начатая несколько лет назад работа дала положительный эффект, и называли убедительную цифру. Но почему в нынешнем году случился сбой и «зудом купальщика» снова начали болеть отдыхающие?

— Здесь вины ученых нет. Мы этим летом провели проверку качества внедрения всего комплекса наших мероприятий. В группу авторского надзора вошли разработчики от НАН Беларуси, БГУ и представители Национального парка «Нарочанский». Что мы обнаружили? Выявлены грубые нарушения регламента по внедрению рекомендаций, направленных на снижение численности основных носителей шистосоматидной инвазии — водоплавающих птиц. Минприроды фактически заблокировало работу по регулированию численности птиц, дав разрешение на отстрел и отпугивание их только на один месяц — апрель. Сегодня они уже исправили свою оплошность. Но, как говорится, поезд ушел. Птицы успешно оборудовали гнезда в прибрежной зоне, вывели свое потомство и продолжают загрязнять литоральную зону инвазионными яйцами паразита, из которых вылупливаются личинки и поражают моллюсков.

Есть и другие нарушения. Например, не везде было организовано выкашивание и уборка надводной растительности, что привело к концентрации птиц с выводками в прибрежной зоне, слабо велся сбор моллюсков, недостаточным оказался контингент сборщиков их на участках пляжных зон.

И что больше всего нас огорчило: некоторые санатории недобросовестно отнеслись к подготовке пляжей к курортному сезону. Пляжи санаториев «Нарочанский берег», «Журавушка» покрыты растительностью, которая является убежищем для птиц, моллюсков. Не вычищена подводная растительность. Пляжи не пригодны для нормального отдыха. У населенного пункта Урлики имеются заросшие участки с хорошо прогреваемой стоячей водой, где и зафиксировано наличие моллюсков. В зоне для купания у санатория «Спутник» пляжа как такового нет, а купаются отдыхающие только с платформы. Береговая зона, покрытая растительностью, является местом скопления моллюсков.

И как итог, наша многолетняя работа оказалась практически перечеркнутой. В санатории «Нарочанский берег» более 140 отдыхающих обратились по поводу церкариоза. В санатории «Журавушка» — 46 человек. Есть проблемы и на других пляжах. Вот чем обернулось пренебрежительное отношение к разработкам ученых, к строгим требованиям регламента. Знаете, в таких случаях хочется кричать от зла и душевной боли. Мы делали эту проверку перед началом купального сезона. Предупреждали, советовали, давали рекомендации. Не прислушались. Прошел всего месяц и вот такой результат.

По результатам авторского надзора был подготовлен отчет, который передан в виде письма в Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Мин­облисполком и Министерство здравоохранения страны. Ответы наконец пришли. Но дело не сдвинулось с мертвой точки. Хотя мы все должны быть заинтересованы, чтобы Нарочанский регион стал процветающей курортной зоной международного значения. Для себя стараемся, для детей своих.

Кстати

Нарочанский край необходимо сделать территорией отдыха мирового масштаба. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко, посещая недавно этот уникальный озерный регион.

Как доложил главе государства вице-премьер Иван Бамбиза, в результате мероприятий предыдущей программы по Нарочи была обеспечена минимизация источников загрязнения окружающей среды, проведено благоустройство территорий курортно-оздоровительных учреждений, расположенных на территории озера, оптимизировано использование природно-территориальных комплексов и объектов Нарочанского региона.

К сожалению, пока не в полной мере решена проблема борьбы с церкариозом. Помимо объективных биологических факторов, в немалой степени сохранению данной заболевае­мости способствует отсутствие должного порядка на береговых и пляжных зонах. В связи с этим Александр Лукашенко потребовал к 1 сентября навести в этом вопросе порядок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter