«Шутка» из интернета

Где граница между детской шалостью и жестокостью?

Где граница между детской шалостью и жестокостью?


Свой 15–й день рождения Андрей Цыбулич провел на больничной койке. Чувство горечи и обиды не притупил даже вкусный торт, который ему в Докшицкую центральную районную больницу привезли одноклассники. «За что?» — постоянно задает себе вопрос мальчишка, у которого обожжено 9 процентов поверхности тела. И не находит на него ответа.


В тот майский день 9«А» штрих Парафьяновской средней школы задержался после уроков у классного руководителя, которая выставляла оценки за практическую работу по географии в журнал, а затем по одному отпускала ребят. Схватив с вешалки куртку, Андрей Цыбулич уже собирался выбежать из раздевалки, однако на пути появился Паша Азаревич.


— В руках у него была пластиковая бутылка с какой–то жидкостью на дне, — вспоминает Андрей. — Мы часто в классе подшучиваем друг над другом, поэтому, когда Пашка облил мои брюки, я подумал, что он водой меня окатить хочет. Но когда почувствовал запах бензина и увидел спички в руках одноклассника, не на шутку испугался.


Андрей сначала сам пытался сбить пламя со вспыхнувшей штанины, затем ему стал помогать Саша Гришкевич. Когда боль стала нестерпимой, подросток с криком понесся к умывальнику возле столовой.


— Через стеклянную дверь я увидела огонь. Подумала, дети бумагу подожгли, — вспоминает кухонный работник Тамара Коростик. — Выскочила в коридор и увидела мальчишку, у которого нога пылала до бедра. Он бросился к умывальнику, а затем от боли упал на пол. Я открыла воду, стала ее в ладони набирать и поливать брюки, чтобы погасить огонь.


Учителя, одноклассники, в том числе и испуганный Паша, помогли Андрею подняться и отправили его на «скорой» в больницу, где врачи определили, что у школьника ожог II степени.


Пашу Азаревича в школе характеризуют как спортивного, способного к наукам и общительного подростка. Однако во время разговора со мной он выглядит замкнутым и подавленным.


— Это неудачная шутка, — еле слышно объясняет он. — Видеоролик, где на кеды наливают бензин, а затем поджигают, я увидел в интернете. После этого человек смешно топает горящими ногами. Я захотел повторить ради смеха. Нечаянно плеснул бензин на брюки Андрея, поэтому они и загорелись.


После ЧП в школе провели собственное расследование. Пришли к выводу, что это случайность. Конфликтов между мальчишками не было. Подтверждают это и одноклассники, хотя на происшествие они отреагировали по–разному. Кто–то со мной на эту тему разговаривать отказался. Кто–то заявил, что это, мол, не его дело. Но опасную выходку Азаревича все осуждают.


— Я знаю детей уже 5 лет и уверена, что злостных хулиганов среди них нет, — утверждает классный руководитель 9«А» штрих Елена Ивановская. — У нас дружный коллектив, и мне горько, что так произошло. Конечно, это шок! Тем более обидно, что вся эта история начинает обрастать разными слухами и небылицами.


Одна из них, как оказалось, звучит примерно так: «У Паши мама в сельсовете работает и дядя в райисполкоме, а Андрея воспитывает одна мама, дворник детского сада, поэтому инцидент однозначно «замнут». Чтобы убедиться, что это не так, хватило одного звонка в райотдел милиции.


— Заявления от пострадавших у нас не было, однако, чтобы начать проверку по факту причинения телесных повреждений, достаточно сообщения из больницы, — рассказал начальник Докшицкого РОВД Михаил Архипов. — Павел вину признает, его родители попросили прощения, компенсировали пострадавшему затраты на лечение и моральный вред. Предварительно мы считаем, что причиной происшествия явилась детская шалость. Когда получим результаты судмедэкспертизы, определимся, возбуждать уголовное дело или нет.


Больше всего, как мне показалось, в этой ситуации расстроены родители ребят. Жили односельчане тихо–мирно, помогали друг другу, если нужно, а тут... Обе мамы, конечно же, переживают за своих сыновей: что будет со здоровьем у Андрея, как он сдаст экзамены, чем закончится для Павла разбирательство... Они сходятся в одном: дикие приколы и жестокие шутки нынешних подростков понять и объяснить порой невозможно.


Мнение по поводу


Михаил Немколович, директор Парафьяновской средней школы:


— Образовательный уровень молодых людей повышается, компьютеры есть практически у каждого. А вот с нравственностью происходит обратный процесс. Я не хочу оправдывать Азаревича, но проанализируйте информацию, которая распространяется с экранов телевизора, видео: секс, насилие, кровь! А сколько негатива размещено в интернете! Это общедоступно и, к сожалению, наши дети не проходят мимо.


Комментарий


Андрей Захаров, заместитель начальника управления профилактики УВД Витебского облисполкома:


— За последние годы количество убийств, грабежей и разбоев с участием несовершеннолетних уменьшается. А вот мошенничеств, наоборот, становится больше. Почему–то даже в 16 лет некоторое молодые люди с трудом осознают, что если они взяли мобильный телефон для того, чтобы позвонить, а потом не вернули его, то это — преступление. Случай в Парафьяново — из ряда вон выходящий. Самое популярное «развлечение» подростков, которое заканчивается общением с милицией, — ложное сообщение о минировании. Был случай, когда девочка из хорошей семьи, дочка кого–то из работников администрации сельской школы, позвонила в дежурную часть и рассказала, что у них в деревне якобы заминирован магазин. Возможно, в таком правовом инфантилизме молодежи есть вина и школы, и инспекции по делам несовершеннолетних. Но мы стараемся устранять этот недостаток.


Фото автора и из семейного архива Елены Ивановской.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter