Штатное расписание

Теперь в Филадельфии знают, кто такой «летуценнiк»

Теперь студенты из Филадельфии знают, кто такой «летуценнiк», а кассир в пиццерии «Луис-пицца» может пожелать клиенту «Смачна есцi!»

С тех пор, как моя лучшая подруга узнала, что в американском штате Техас можно вступать в брак с неодушевленными предметами, она вознамерилась во что бы то ни стало побывать в Америке. Девушка часто шутила, что найдет там самый красивый клен и выйдет за него замуж. Я хоть и не собиралась искать свою судьбу в техасских лесах, однако решила принять участие в международной студенческой программе «Работа и путешествие в США».

Квартирный вопрос

Говорят, если хочешь заработать денег в Штатах, надо ехать в маленькие города. Послушавшись совета бывалых людей, я отправилась за своими «миллионами» в небольшой курортный городок на берегу Атлантического океана – Кэйп Мэй.

По условиям программы жилье в США не предоставляется, поэтому искать его пришлось самостоятельно. А это не так-то просто. Куда мы только с подругой ни обращались: заходили в риелторские агентства, стучались в дома, приставали к прохожим. Всюду нам говорили, что в этом году приехало слишком много иностранных студентов и жилье в дефиците.

На исходе вторых суток удача улыбнулась. Подвернулась квартирка, хозяин которой просил 80 долларов с человека в неделю (в Минске некоторые студенты платят такую сумму за целый месяц). И это еще неплохая цена для Кэйп Мэя. Правда, крышу пришлось делить еще с пятью такими же иностранными студентками.

Ох и нелегкая эта работа!

Но вернемся к «миллионам», за которыми я приехала. Минское агентство по студенческому обмену взяло с меня дополнительно 125 долларов и за приглашение на работу буфетчицей в лесном лагере – такое место, куда американцы приезжают отдыхать семьями.

Женщина-менеджер Джулианн встретила меня с такой счастливой улыбкой, будто бы ждала всю жизнь. А потом с той же улыбкой сообщила, что на мое место уже взяли девочку из Санкт-Петербурга, так что мне остается только ветки в лесу таскать.

До встречи с менеджером я успела повидать ребят, которые трудились на уборке леса. Их ноги ниже коленей были исполосованы ветками. Джулианн с пониманием отнеслась к моему нежеланию тягать древесину. И предложила продавать отдыхающим пропуска на аттракционы. И все было бы прекрасно, если бы не одно «но»: аттракционы устраивались только по субботам.

Я стала искать другую работу. Изо дня в день обходила все магазины, кафе, рестораны, отели и заправки, которые только были в Кэйп Мэе, ездила в соседние городки. И всегда мне с улыбкой советовали приходить через две недели: тогда уж точно будет работа. Впрочем, через две недели они говорили то же самое.

На четвертой неделе привезенные из Беларуси деньги почти закончились, а нервы потихоньку сдавали. И тут работа сама нашла меня. Она в буквальном смысле постучалась в дверь. Хозяин пиццерии пришел к моим ямайским соседям и заодно спросил, не нужна ли мне работа на первую половину дня. Конечно, нужна! А через два дня мне позвонили из одного магазина, который я пыталась взять измором, и предложили вечернюю смену.

Иностранные студенты в США работают в основном в сфере услуг: продавцами, горничными, официантами, помощниками повара. Средняя зарплата – около восьми долларов в час. Очень часто предприниматели принимают иностранцев на работу без оформления документов, ведь за каждого работника нужно платить налог. Поэтому работодатели официально нанимают по минимуму сотрудников (это, как правило, американцы). Эти люди раз в одну или две недели получают зарплатные чеки. Остальным платят наличными в конвертах. Но и тех, и других могут запросто уволить.

Во всех белорусских агентствах, которые занимаются программой «Работа и путешествие в США», неустанно твердят, что работодателя нужно уведомлять, как минимум, за две недели до ухода. Моя однокурсница пошла предупредить начальника, что через две недели она собирается увольняться, а в ответ услышала: «Тогда это был твой последний рабочий день».

Нетрудовые отношения

Перед отъездом из Беларуси сотрудники агентства предупреждали: «Девушки, не ждите, что вас будут пропускать вперед и придерживать перед вами двери. В Америке это может быть расценено как домогательство». Сколько раз по ТВ рассказывали, что женщины обвиняют коллег-мужчин в непристойном поведении только потому, что те сделали комплимент. Но это американские женщины. У наших студенток совершенно другая ситуация.

Когда я искала работу, зашла в одну пиццерию, где требовался кассир. Менеджер Тонни взял мой телефон и на следующий день предложил работу. Во время тренинга и испытательного срока он твердил, что ему нравится со мной работать, двусмысленно шутил. А потом предложил встретиться. Я отказалась. После чего он сообщил, что у них и без меня достаточно сотрудников.

Как позже выяснилось, Тонни успел пообщаться с моей соседкой по квартире и с моей коллегой из магазина одежды. Еще одна моя знакомая из России вылетела с работы из-за того, что отказалась сходить в кино со своим боссом. Судя по всему, американцы боятся своих женщин, зато прекрасно отыгрываются на приезжих.

Что скрывает улыбка?

Поначалу я пребывала под сильным впечатлением от небывалой американской вежливости и общительности. На улице со мной здоровались незнакомые люди. К моей подруге, обладательнице роскошных длинных волос, как-то подошла женщина и стала восхищаться их красотой. Но под маской улыбки многие американцы, мягко говоря, недолюбливают иностранцев. Однажды стала свидетельницей разговора двух женщин:

– Мой муж хотел устроиться на работу в рыбный ресторан, а его не взяли. Сказали, что только вчера наняли какого-то русского.

– Эти русские все заполонили. Живут в нашей стране, занимают наши рабочие места. Гнать их надо отсюда. Всех до единого!

Работа для многих местных – это больная тема. В Кэйп Мэе, как и в других курортных районах, экономика держится за счет туризма. Когда в конце сентября сезон заканчивается, закрывается большинство кафе и ресторанов.

– Здесь замечательное место для жизни, но многие люди не в состоянии содержать свой дом, платить по счетам, – откровенничал по этому поводу главный редактор газеты «Кэйп Мэй Кантри Геральд» Эл Кэмпбел. – Работа есть только с мая по сентябрь. Большинство жителей округа трудятся в ресторанах, парках развлечений. Некоторые уезжают на зиму, например, во Флориду, потому что в это время здесь просто нечего делать. А вообще-то это позор, учитывая то, какие большие налоги мы платим.

С этими словами соглашается восемнадцатилетняя американка Холли, с которой мы работали в магазине одежды:

– Мой отец зимой всегда уезжает на заработки. Так что мне приходится самой содержать дом и платить по всем счетам. Я не знаю, что будет этой зимой. Сейчас работаю на двух работах. Но они обе сезонные. Я очень надеюсь, что мне удастся устроиться где-нибудь на зиму.

В Кэйп Мэе большинство людей с опаской ожидают конца сентября. Для них это означает начало сезонной безработицы.

Моя миссия в США

США – настоящий Вавилон, где говорят на разных языках. С приездом белорусских студентов Америка заговорила и по-белорусски. Я старалась научить белорусским словам всех любознательных людей, с кем общалась. Так что теперь студенты из Филадельфии знают, кто такой «летуценнiк», а кассир в пиццерии «Луис-пицца» может пожелать клиенту «Смачна есцi!».

Я рассказывала коллегам интересные факты о Беларуси: начиная с того, что ее называют «сiнявокай», и заканчивая тем, что в Минске некоторое время жил Ли Харви Освальд, который, как считается, убил американского президента Джона Кеннеди.

Невозможное возможно

Все, кого я спрашивала, дружно отвечали, что заработали в США больше, чем потратили на программу. Но окупается такая поездка не всем: еда, жилье, общественный транспорт – все стоит немалых денег.

Моя соседка Даша, студентка БГУ, на свои честно заработанные купила в Беларуси автомобиль. А вот Тома, студентка того же вуза, денег обратно не привезла, зато купила так много подарков, что на границе пришлось платить за перевес багажа. Но что бы там ни было, у всех осталась масса ярких впечатлений и положительных эмоций.

Этим летом я много путешествовала по Америке. В Филадельфии пробежалась по ступенькам, по которым киногерой Рокки бегает в одноименном фильме, и почитала рукописи Чарльза Дарвина. А в Вашингтоне увидела гавайскую рубашку Элвиса Пресли и скафандр Юрия Гагарина.

Кроме того, эта поездка принесла мне ощутимую практическую пользу: здесь я научилась готовить. На самом деле я думала, что этого никогда не произойдет. Правду говорят: Америка – страна больших возможностей.

Елена ТАЛАЛАЕВА, студентка Института журналистики БГУ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter