Президенту Литвы грозит импичмент за нарушения в ходе предвыборной кампании

Шпионаж и мухлеж

Действующему главе литовского государства и по совместительству кандидату на новый президентский срок светит как минимум долгое разбирательство в сейме, а как максимум — позорная отставка.

Гитанас Науседа.

«Большой брат» по‑литовски

Во вторник в Литве опубликовали результаты парламентского расследования касательно предвыборной кампании Науседы. В минувшем году была издана книга‑расследование «Информатор и президент», в которой речь шла о том, что Науседа в период предвыборной гонки попросил директора департамента государственной безопасности Дарюса Яунишкиса проверить его соратников и спонсоров, на что тот, согласно информации тогда еще анонимного источника, согласился.

Права на шпионаж за рядом литовских граждан оба персонажа не имели. Науседа был хоть и главным советником президента банка SEB, но с точки зрения государства — обычным гражданином. Яунишкис, согласившись работать с ним, нарушил запрет на передачу секретной информации лицам, не имеющим соответствующего уровня доступа.

Во властных структурах Литвы переданные информатором данные циркулировали давно, однако полноценное расследование искусственно затягивалось — даже предыдущий состав сейма не усмотрел нарушений, поверив показаниям руководства ДГБ о том, что проверяли окружение всех кандидатов, а не только Науседы.
Парламентское расследование, во время которого официально раскрыл личность информатор, экс‑сотрудник ДГБ Томас Гайлюс, выяснило, что ведомство с июля 2018 года собрало информацию как минимум о 142 членах команды Науседы. В итоговом отчете комиссия сообщает, что данные были переданы кандидату в президенты.
Науседу парламентарии обвинили также в связях с Беларусью и попытках ввести связанных с республикой людей во власть. Впрочем, подобная риторика выглядит как элемент политической борьбы, поскольку в среде нынешних литовских элит подозрение в сотрудничестве с Минском и Москвой сродни обвинению в колдовстве в Средние века.

Палки в колеса

Как только комиссия сейма начала работать, ей немедленно стали чинить препятствия сразу несколько влиятельных ведомств. Руководитель ДГБ пытался ввести парламентариев в заблуждение и скрыл от них то, что некоторые из проверенных его службой лиц якобы представляли угрозу национальной безопасности. В вину Яунишкису ставят и то, что его действия вынудили информатора раскрыть личность.

Отличился глава службы специальных расследований Линас Пернавас, который отказался предоставить запрошенную сеймом информацию и тем самым грубо нарушил закон, позволяющий депутатам получать полную информацию о том, что происходит в стране. Поучаствовала в процессе заметания следов и генеральная прокуратура, в деятельности которой нашли признаки необоснованного засекречивания информации. Подчеркивается, что генеральному прокурору, который имеет исключительное право возбуждать уголовные дела в отношении сотрудников разведслужб, никаких материалов предоставлено не было.
Отдельной строкой в отчете проходит информация о том, что ДГБ еще и прикрывал сомнительные финансовые манипуляции Науседы.
Известно, что департамент проводил в этом отношении расследование, однако о результатах никого не уведомил. Между тем будущий президент потратил на рекламу около 600 тысяч евро, тогда как доходы и расходы кампании официально составляли половину этой суммы.

Но пуще подельников отличился сам Науседа. Факт обращения в ДГБ он отрицает. На официальное письмо из сейма со списком вопросов президент не ответил, что является грубым нарушением Конституции и позволяет парламентариям поднимать вопрос об импичменте.

Здание сейма Литвы.

В двух шагах от пропасти

Теперь дело за сеймом, который должен утвердить выводы комиссии. Если парламент скажет «да», это будет означать автоматическое признание президента нарушителем Конституции со всеми вытекающими последствиями. Правда, для вынесения вотума недоверия у консервативного большинства, политических оппонентов Науседы, есть минимальный перевес голосов. Чтобы отправить президента в отставку, как это было в 2004 году с Роландасом Паксасом, необходимо заручиться поддержкой двух третей депутатов, то есть пойти на переговоры с оппозицией. Вот только социал‑демократы, крупнейшая оппозиционная фракция, заявила о поддержке президента, да и остальные партии не горят желанием идти на контакт с крепко доставшими всех консерваторами.

Однако сдаваться Науседа не намерен. После опубликования выводов комиссии его администрация распространила ответ, в котором сейм обвиняют чуть ли не в попытке госпереворота. Парламентариям ставят в вину дискредитацию власти, политизированность выводов и попытку нарушить конституционные принципы существования страны.

Расследование в отношении Науседы действительно может быть частью кампании, организованной правящими консерваторами. Опросы перед выборами, которые состоятся 12 мая, показывают, что действующий глава государства имеет поддержку в 40,4 процента, в то время как его ближайшие конкуренты адвокат Игнас Вегеле и премьер Ингрида Шимоните имеют лишь 11,1 процента и 9,1 процента соответственно. Для обрушения рейтинга Науседы разразившийся скандал как нельзя кстати.
В ближайшее время политическое поле Литвы будет штормить не по‑детски, вплоть до объявления импичмента президенту.
popov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter