Шоу сиамских близнецов

Иногда они возвращаются. На этот раз уродцы из питерского музея восковых фигур будут гостить в Минске до самого Нового года...
Иногда они возвращаются. На этот раз уродцы из питерского музея восковых фигур будут гостить в Минске до самого Нового года. Вместе с российскими царями, президентами, инопланетянами и героями голливудских мультфильмов. Пожалуй, ни один художественный музей никогда не собирал столько посетителей. И не соберет — разве что сменит холсты на парафин.

Санкт–Петербургский музей восковых фигур, превратившийся в гигантскую фабрику по переработке воска, с устойчивым успехом вот уже без малого 20 лет возит свои выставки по миру. И возить будет долго — лично у меня в этом никаких сомнений. И вот почему.

Главная примета человека современного — ему вечно некогда. Некогда вникать в тонкости религиозных сюжетов, да и не больно надо, когда можно прикупить томик Дэна Брауна, поглазеть в кинотеатре на «Страсти Христовы» и заполнить оставшиеся пробелы в образовании лицезрением воскового Христа в живописной компании пророков, а заодно и Зевса с коллегами по Олимпу. Коэльо и Мураками позволят почувствовать себя тонким знатоком оставшихся тайн мироздания, а питерская выставка красочно проинформирует о древних обычаях японцев и египтян — и вот уже в любом обществе можно завести непринужденную беседу. Например, о том, что в обычной жизни вершители российских судеб ничем не отличаются от среднестатистических граждан, даже ростом — ну только за исключением Петра Первого и Бориса Ельцина. Для закрепления приятного эффекта экскурсовод сообщит вам еще, что за светлые брови и ресницы «Владимира Владимировича Путина в узких кругах называют «молью» (благодаря питерским восковых дел мастерам, полагаю, это уже стало достоянием широкой общественности)... Действительно, когда небожителю можно заглянуть в глаза, пусть и сделанные в глазной клинике Федорова, проще поверить в то, что они точно такие, как и мы. И наоборот, значит... и мы такие же, как они?

По крайней мере, популярный музей из Санкт–Петербурга перестал стыдиться своего «искусства из замочной скважины» и наконец преподносит новые выставки как балаган (чем они, по сути, и являются), отказавшись от прежних «акций». Помню один из первых визитов восковых уродцев в Минск — экспозиция бородатых женщин, рогатых рыцарей, сиамских близнецов и прочих аномальных личностей завершалась реальным чучелом двухголового теленка, рожденного в чернобыльском колхозе, и бодрыми словами экскурсовода о том, что все эти люди, несмотря на свои уродства, смогли прожить полноценную жизнь и посетителям выставки наверняка будет о чем подумать на досуге... Уверена: ни о чем таком глобальном ни один из посетителей этих выставок не задумался ни разу. Сюда приходят, чтобы ахнуть, удивиться, сказать «ну надо же» и поделиться увиденным с приятелем, чтобы тот в свою очередь ахнул, удивился и т.д. За сотни лет мы, конечно, сильно изменились, но, с другой стороны, не особенно далеко ушли и от своих предков с их примитивными орудиями труда и животным любопытством. И паноптикумы, уничтоженные большевиками как «пережитки прошлого», сегодня уверенно заявляют свои права на существование.

В том, что в ХХI веке музеи восковых фигур продолжают существовать, нет ничего удивительного. Если снять с современного человека не менее современную шелуху из «высоких технологий», мы увидим обычного хама, готового бежать на ярмарку глазеть на бородатую женщину и трехголового младенца. Восковые комиксы — это именно то, что нужно человеку, отравленному телевизором. Примитивнейший вариант сочетания необычности и понятности, помноженный на эффект присутствия...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter