Протестующие в Германии блокировали улицы и автобаны

Шольц, уходи!

Люди недовольны властями, ведущими своей недальновидной политикой страну к глубочайшему кризису.

GettyImages

Упаднические настроения

Германия — крупнейшая в ЕС страна по финансированию киевского режима. Ее помощь уже превысила 25 миллиардов евро. В то же время уровень жизни самих немцев опускается все ниже. 

Прежний их оптимизм сменился пессимизмом: резко упала покупательная способность — люди стали приобретать меньше продуктов питания, одежды, обуви, мебели и автомобилей. При этом в Германии сократилось потребление мяса на душу населения (52,2 кг в год — это исторический минимум с 1989-го). И, как считают экономисты, возврата к прошлому уже не будет. 

— Экономику Европы охватили упаднические настроения: зарплаты значительно отстают от роста стоимости жизни. Главная беда ЕС — отсутствие даже средней динамики роста ВВП. По этому показателю (данные МВФ) значимость Евросоюза в мировой экономике снизилась с 20,3 до 14,7 %, а благосостояние населения, измеренное как ВВП на душу, у европейцев на 30 % ниже, чем у американцев, — отмечает Михаил Ковалев, доктор физико-математических наук, профессор кафедры аналитической экономики и эконометрики экономического факультета БГУ. 

Эксперт подчеркивает, что самая высокая инфляция в Евросоюзе — продовольственная, а она имеет не только монетарные причины: здесь и более дорогие логистика, удобрения, энергоносители (из-за санкций Запада).

Также в ФРГ сократились объемы заказов промпредприятий, упала бизнес-активность. В результате политики правительства 32 % промпредприятий в 2023 году заявили в Торгово-промышленную палату (DIHK), что предпочитают «вложению денег внутри страны инвестиции за рубеж». Это выведение производств оказалось вдвое большим, чем в 2022-м. Если подобная тенденция сохранится, нужно ожидать деиндустриализации многих европейских экономик, увеличения безработицы, снижения доходов населения, массового социального недовольства. 

На этой волне 64,3 % граждан ФРГ хотели бы сменить канцлера страны, пишет Bild со ссылкой на институт INSA. Причем популярность самого Шольца, лидера Социал-демократической партии Германии, упала до 15 %. К тому же его партия из-за недоверия избирателей проиграла в 2023 году региональные выборы в ряде немецких земель. 

Впереди всего ЕС

Нынешняя массовая забастовка в Германии, считают эксперты, — результат политики канцлера Олафа Шольца, спешащего выполнить все указания из Вашингтона, не особо заботясь о своих гражданах. Немцы устали от недальновидных властей и не намерены дальше терпеть их марионеточные проекты по разжиганию мирового пожара. Люди хотят стабильности и участия правительства в решении их проблем.

Протесты, парализовавшие уже многие сферы жизни Германии, могут стать весьма продолжительными. В Берлине, в частности, оказалась перекрытой улица 17 июня, где у Бранденбургских ворот прошла демонстрация фермеров на 300 тракторах. По их мнению, проблемы села обернутся дальнейшим ростом цен и снижением уровня жизни. 

Серия выступлений продлится до 15 января — в этот день в столице Германии пройдет крупная акция. Ассоциация фермеров уточнила, что демонстрации проходят в форме «тракторных митингов» и пикетов. В них принимают участие представители и других отраслей: пекари, мясники, мельники, работники торговых сетей, продающих продукты питания. Они выступают против отмены предельных цен на электроэнергию и газ, увеличения налога на выбросы углекислого газа и введения новых сборов за проезд для грузовиков-большегрузов. Между тем 10 января в Германии началась трехдневная забастовка железнодорожников. Ее результатом может стать паралич железнодорожного сообщения, включая городскую железную дорогу и метро.

Паралельно с немцами выступили и литовские крестьяне, также возмущенные действиями своего правительства по развитию сельского хозяйства. Не забыты в ЕС и прошлогодние фермерские проблемы: нехватка удобрений, дороговизна энергоресурсов и топлива, беспошлинные массовые поставки украинского зерна и продовольствия, обвалившие цены на рынке Евросоюза и обесценившие работу большинства тружеников сельского хозяйства. 

Что касается немецких аграриев, они обвинили власти в намерении переложить на их плечи в нынешнем году бремя экономии в размере 1 миллиарда евро бюджетных средств. Фермеров собираются лишить скидок на дизельное топливо и налоговых льгот. По подсчетам минфина, все это помогло бы ежегодно сберегать 480 миллионов евро. Также власти планируют отменить льготное налогообложение транспортных средств, применяемых в лесном и сельском хозяйстве, что должно сэкономить бюджету еще сотни миллионов. Эти средства официальный Берлин планирует направить киевскому режиму. Немецкий министр финансов Кристиан Линднер в эфире YouTube-канала Свободной демократической партии заявил, что его страна оплачивает 50 % всей помощи ЕС Украине.

Финал еврочуда

Фактически политика Евросоюза и правительства ФРГ направлена не на поддержку своих граждан, а на выполнение установки США по дальнейшему разжиганию украинского конфликта. К чему это ведет, уже предельно понятно. Ситуация в экономике той же Германии настолько непростая, что вый­ти на улицы готова большая часть немцев.

Уже всем очевидно: «европейское экономическое чудо» держалось на дешевых российских энергоносителях и работоспособной промышленности Китая, куда многие еврокомпании сейчас спешно выводят производства. Понятно, что три четверти планеты против системы мироустройства с единственным центром в виде США и его западных союзников. Да и народы ФРГ, Европы далеко не в восторге от положения, сложившегося в их странах. И протесты, которые охватывают ЕС, будут, считают эксперты, нарастать, пока власти не начнут думать о согражданах и жить их проблемами. 

Петр Петровский, политолог:

— Благодаря «мудрой» и «дальновидной» политике ЕС средства в европейских бюджетах стали резко сокращаться. Денег не хватает, чтобы спонсировать миллионные армии фермеров и мелких производителей. Теперь начинается волна закручивания гаек, отмены субсидий, льгот при налогообложении, увеличения тарифов на энергоресурсы. 

Мелкое и среднетоварное производство в современной экономике априори неконкурентоспособно по сравнению с огромными концернами и транснациональными корпорациями, выпускающими такой продукции в сотни, если не в тысячи раз больше. Про это, кстати, говорил и наш Президент Александр Лукашенко, когда давал указания укрупнять колхозы и создавать кластеры полного цикла.

Что ждет в этой ситуации европейцев? Здесь видится сразу несколько угроз. Во-первых, перед фермерами стоит страшнейшая дилемма: либо укрупняться, либо разоряться. А это запуск долгого процесса глубинного переформатирования всего европейского сельского хозяйства, разорения тысяч хозяйств, падения экономики и продовольственной безопасности.

Во-вторых, это социальное потрясение для европейского общества. Сотни тысяч недовольных фермеров, к которым намерены присоединиться и другие малые и средние производители, — это вам не салонные хипстеры или же профессиональные активисты на митингах, подбитые при помощи политтехнологий быть массовкой в «цветных революциях», как это пытались сделать у нас в 2020 году. Это объединенные снизу работники, отстаивающие общие, даже в чем-то классовые интересы. В отличие от «цветных революций» подобные протесты могут перерасти в реальные революции или в глубинную смену всей евросоюзовской системы.

savostenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter