Жителю Бешенковичей отказывают в пенсии: наниматели утеряли документы

Шок на посошок

В поисках правды Сергей ГАЛАЙ
 ходит по судам.

Обратиться в редакцию «Р» Сергея Галая из Бешенковичей вынудила безвыходная, на его взгляд, ситуация. Бывший газоэлектросварщик был уверен в том, что еще в августе уйдет на пенсию. Но не получилось. Почему?

Сергей Алексеевич показывает удостоверение, подтверждающее его квалификацию, и рассказывает свою непростую жизненную историю. Родом с Лепельщины. После школы получил профессию сварщика. Работал по специальности на станции техобслуживания в Чашниках, потом — в Шумилинской ПМК. В Бешенковичскую сельхозтехнику пришел в 1987 году.

— Производственная база тогда как раз расширялась, — вспоминает он. — Поэтому работы было много. Руки сварщика требовались везде — как в цехах, так и на ведомственных объектах социальной сферы. Варил отопление, бассейн, кран-балки для подъема техники в цехе крупногабаритных изделий, электродном цехе, на разгрузочной площадке. На «летучке» колесил по району — теплотрассы, сады, школы... К тому времени я уже со второго разряда дошел до пятого, квалификацию повышал в Мозыре. Проработал в сельхозтехнике почти 7 лет, а потом был вынужден уйти — в 1994 году всем было непросто. Заказы пошли на убыль, предприятие переживало не лучшие времена, упала зарплата. Устроился в автобазу райпотребсоюза. Тоже газоэлектросварщиком — варил машины в боксах, отопление в магазинах, котлы на котельной.

Только теперь, спустя более 20 лет, Сергей Галай узнал, что там были какие-то нестыковки в бумагах. А тогда ему просто сказали: у нас работы для твоей высокой квалификации нет, поэтому берем тебя сварщиком 4-го, а не 5-го разряда. В трудовой так и записали. И уволили впоследствии тоже газоэлектросварщика. По крайней мере, запись о реорганизации автобазы в райпо стоит, а должность Галая не изменена. А теперь вот выяснилось, что по бумагам он вообще якобы числился в райпо… разнорабочим. Случилось это, мол, из-за того, что в организации еще в 1992 году должны были провести тестирование рабочих мест, а это требовало определенных сил и средств. Решили не заморачиваться, но человека никто в известность не поставил.

— Эти детали всплыли уже теперь, в ходе суда, — поясняет Сергей Галай. — А тогда я про тестирование ничего не знал и просто исполнял обязанности газоэлектросварщика. Зная, что за спиной почти 20 лет стажа во вредных условиях труда, был уверен, что имею право на льготную пенсию. Незадолго до 55-летнего юбилея стал собирать документы.

Вот тут и начались неприятные сюрпризы. Все предприятия, где работал сварщик Галай, подтвердили его стаж и профессию. Кроме двух бывших нанимателей. Первым ошарашил нынешний райагросервис. Там, по словам Галая, сообщили, что документы не сохранились. Они якобы уничтожены, так как больше трех лет их хранить не обязаны (?!). Да, на заработную плату наряды сохранились. Но этого недостаточно, чтобы подтвердить стаж и должность. После неоднократных требований претенденту на льготную пенсию написали отказное письмо: нет, мол, бумаг, и все тут. 

Сегодня Сергею Алексеевичу для использования своего законного права на получение льготной пенсии не хватает всего 4 года. «Благодаря» райагросервису и райпо он теряет около 10 лет стажа. 

Райагросервис официально признается: документы не сохранились.

Вместе с женой-пенсионеркой Татьяной Ивановной рассказывают: месяцами ходят по инстанциям, но безуспешно. С последнего места работы Сергея сократили еще год назад, поэтому в семье ждали назначения ему пенсии с особым нетерпением. Теперь узнали, что из-за утери документов в бывшей сельхозтехнике пострадал не только Сергей Алексеевич — еще несколько человек были вынуждены искать справедливости в суде. Кто-то смог добиться положенного, кто-то нет. Супруга вчерашнего сварщика сетует:

— Что сейчас делать, мы не знаем. В Бешенковичах нет работы. Обращались в центр занятости, но кроме вакансии грузчика, да и то на время отпуска, нам предложить ничего не смогли. Сварщиком, даже если бы была возможность, муж трудиться уже не в состоянии — зрение подводит после двадцати лет стажа на вредном производстве. 

Ситуация непростая. Как ее прокомментируют в управлении по труду, занятости и социальной защите Бешенковичского района? Заведующая пенсионным отделом Антонина Русецкая сообщила:

Согласно трудовой, газоэлектросварщик имеет
около 20 лет стажа.

— Да, проблема существует. Две организации из пяти отказались выдать Сергею Галаю справку, которая требуется для назначения льготной пенсии, так как не могут документально подтвердить право бывшего работника на ее получение. При выдаче справки должно быть учтено множество нюансов. В том числе работал ли газоэлектросварщик полный рабочий день, проводилась ли аттестация рабочего места, каким видом сварки конкретно он занимался и другие моменты. А как сегодня это подтвердить, если документы не сохранились? В настоящее время суд затребовал номенклатуры дел из райпо и райагросервиса, чтобы установить, есть ли вина организаций в отсутствии нужных бумаг. Если виноваты бывшие наниматели, то субъекты хозяйствования по иску пострадавшего о нанесении ущерба будут вынуждены выплачивать ему сумму, равную условной пенсии. Если нет, то, как и все его ровесники мужского пола, Сергей Алексеевич Галай уйдет на пенсию в 63 года. 

Начальник отдела кадров Бешенковичского райпо Людмила Щедрова отмечает: сегодня, по прошествии 20 лет, сложно что-то установить точно. Да, в расчетных листах должность Сергея Галая значится как разнорабочий. Приказа о переводе из газо-электросварщиков в разнорабочие на предприятии не нашли. Можно лишь предполагать, что загрузка у сварщика по специальности была небольшая, а потому его привлекали к другим работам. Вот и писали, видимо, в документах иную должность. 

— Про аттестацию рабочих мест ничего не знаю. Мы пытались найти архивные данные за те годы в Витебске, но безуспешно, — объясняет Людмила Михайловна. — Предприятие реорганизовывалось, объединялось, руководители менялись. Будем стараться установить истину, чтобы человек не пострадал. 

Еще больше изменений произошло за два десятилетия в бывшей райсельхозтехнике. Объединения с агроснабом и сельхозхимией, присоединение сельхозпредприятий… Беседуя со многими должностными лицами, я пыталась узнать: быть может, Сергей Алексеевич сам где-то ошибся, что-то не предусмотрел, не сберег нужные бумаги? Да нет, от него ничего не зависело. И о сохранности производственного архива, конечно же, он тоже не обязан был заботиться… 

Комментарий:

Нина Колымага, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома:

— К сожалению, такие факты в практике работы службы назначения и выплаты пенсий далеко не редкость. За последние годы сотни предприятий претерпели организационные изменения, некоторые прекратили свое существование. И далеко не все из них позаботились о своих бывших сотрудниках, сохраняя в соответствии с номенклатурами полный объем необходимых для назначения пенсий документов. Вот и приходится людям идти в суд и с его помощью ликвидировать пробелы. Кстати, с начала года в судах Витебской области уже рассмотрели 320 таких дел. Основные просьбы истцов — установление льготного стажа и заработка. А виной всему недобросовестность нанимателей по сохранности документов.

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter