4 необычных способа заинтересовать школьника учебой

Школа: законы сохранения интереса

В мире современных гаджетов увлечь ребенка школьными дисциплинами удается далеко не всем педагогам. Иные просто спрашивают по учебнику, чтобы от зубов отскакивало: даты, имена, формулировки... А для большинства учеников это и непонятно, и неинтересно, как результат — все быстро выветривается из головы. Может ли быть иначе? Вот 4 примера того, как нынче креативно расширяют рамки школьной программы, ставя во главу угла не программу, не отметку, а ИНТЕРЕС.



Проект «Чытаем сваё»

«Далоў сумны i нiшчымны школьны «беллiт»! Старонкамi гiсторыi беларускай лiтаратуры можна i трэба здзiўляцца i натхняцца», — из такой позиции обычного учителя родилась идея создать образовательный проект для школьников, студентов и их родителей «Чытаем сваё. Класiка», который развернулся одновременно в реальном пространстве Литературного музея Петруся Бровки и в виртуальном — на портале «Вельвет».

— Наши встречи в музее — это что–то сродни открытому уроку для всех желающих, — рассказывает ведущая проекта Анна Северинец, учитель белорусской литературы Смолевичской районной гимназии. — На занятия мы приглашаем литераторов, ученых, музейных работников, будем спорить, задавать вопросы, общаться. Главное — разжечь искру интереса, дать импульс ребятам для изучения истории литературы родной страны. Ведь один час «беллита» в неделю в старших классах — это хуже, чем ничего. Впопыхах, заталкивая в 45 минут и важное, и нужное, и интересное, разве хоть что–нибудь успеешь? Все удивляются: часов математики стало больше, а дети считают все хуже. Так это, как ни парадоксально, потому что читают все меньше!

На первую встречу, посвященную Максиму Богдановичу, пришли всего человек 20. Организаторы уверены: это только начало, интерес у ребят будет расти. Еще лучше, если опыт станут перенимать другие педагоги. Ну или хотя бы просто задумаются, какой след их уроки оставляют в душах подрастающего поколения.

Урок в музее

— Когда я была на стажировке в Национальном археологическом музее в Варшаве, удивилась, какой там невероятный спрос на посещение музеев школьниками. Ведь педагоги обязаны, помимо учебных классов, использовать другие площадки для образования (в широком смысле слова — формирования мировоззрения, стержня личностного роста ребенка), — Надежда Красуцкая, заведующая сектором музейной педагогики Национального художественного музея, недоумевает, почему же у нас все по–другому.



Надежда Гордеевна занимается просветительской деятельностью почти 26 лет. По ее мнению, с каждым годом привлекать школы в музей становится тяжелее. Как правило, все только по разнарядке в рамках внешкольной деятельности. И пользы от «обязательных» экскурсий, сначала навязанных классному руководителю, потом — детям, немного. Чаще ученики даже не доходят до музеев. Деньги на билеты сдали — и по домам, к любимым гаджетам. Как же заинтересовать походом в музей?

— Нужно искать варианты, — убеждена Надежда Гордеевна. — Помимо традиционных экскурсий, мы предлагаем интерактивные проекты. Например, музейные занятия из цикла «Наше наследие — слуцкие пояса», во время которых ребята пусть на мгновение, но участвуют в воссоздании древней техники ткачества на дощечках. Или проект, посвященный образам крестьянских детей XIX века, когда мы сразу не смотрим, а «слушаем» картину... Как ребята меняются! Я буквально вижу, как просыпается интерес. В основе методики так называемых коммуникативных программ лежит не монолог наставника, а разговор всех участников. Мы побуждаем детей рассуждать об увиденном, погружаем их в эпоху, о которой идет речь. И им становится все здесь интересно. В конце занятия делятся эмоциями: «сегодня я почувствовал себя патриотом», «сегодня я понял, зачем я учу историю Беларуси», «я хочу маму привести в музей»... А одна ученица сказала так: «То, что дает школа — живет в голове, то, что дает музей — живет в душе, а то, что этот разговор мне подарил — будет жить во мне». Но занятия длятся 2 часа, многих педагогов это отпугивает. Поэтому экскурсии доминируют.

Экспонаты в действии

Формирование научного интереса у детей — главный принцип работы минского музея науки «Элементо». Здесь представлено более 100 разнообразных экспонатов. Многие выполнены белорусскими инженерами, а некоторые сотрудники музея сделали своими руками. Сейчас идет работа над генератором Ван де Граафа.

— У нас дети получают практическое представление про звук, свет, электричество. Могут «пощупать» магнитное поле, — рассказывает сотрудница Светлана Атрашкевич. — Мы создаем радугу, «вызываем» молнию, изучаем цветные тени, зажигаем лампочки «силой научной мысли»... На примере маятника Максвела, который ребята прозвали гигантским Йо–йо, и «колыбели» Ньютона наблюдаем закон сохранения энергии. При этом фраза «не дышите на шедевры» — не про наш музей. Все приборы помогают запускать сами дети. Сами удивляются, сами задают вопросы и сами ищут ответы.

По образованию педагог, в школе работать Светлана не захотела. Искала творческий подход к профессии учителя и нашла:

— Чтобы заинтересоваться чем–то, детям в школе не хватает наглядности. Читая учебник, не все понимают предмет. У нас же к ребятам приходит понимание процессов, которое уже в детском возрасте может зародить любовь к науке. Это видно по их горящим глазам.

— Мы не вместо школы, а вместе со школой, — включается в разговор директор музея Олег Эм. — Активно ищем новые формы работы.



При поддержке физфака БГУ на базе музея недавно создана настоящая физическая лаборатория, на занятия в которой бесплатно могут записаться ученики начиная с 6–го класса. Такого набора оборудования в школах попросту нет. Приборы для измерения скорости звука, температуры жидкого азота, сухого льда, проведения экспериментов с электричеством и другие в безвозмездное пользование передал совладелец одной из IT–компаний Леонид Лознер. Занятия проходят раз в неделю под наблюдением профессионального физика.

Детское научное общество

А вот пробудить интерес ребят к географии, биологии и химии можно в столичном Центре океанографии «Открытый океан». Школьные группы приезжают сюда со всей страны. Директор центра Алексей Азаров говорит, что порой учителя–предметники просят сделать упор на определенных темах:

— Например, мы готовили интересное занятие про симбиоз в мире животных. Актиния и рыба–клоун, акула и рыба–прилипала — разве могут фото в учебниках произвести на ребят такое же впечатление, как личные наблюдения за живыми существами? Кажется, Фрэнсис Бэкон сказал: «Изучайте природу, а не книги о природе». И мы изучаем. Совместно с партнерами — биофаком и геофаком БГУ — делали презентацию по древним морям на территории Беларуси. Проводили морские уроки с участием ученых–биологов, инженеров, моряков–подводников...

На базе Центра океанографии уже четвертый год существует Детское научное общество, участниками которого могут стать все желающие школьники с 8 лет. В их распоряжении профессиональный цифровой микроскоп для изучения водного микромира, морская лаборатория, позволяющая проводить измерения 20 параметров воды, а наблюдать ребята могут за 160 видами водных обитателей.

— Наши юные воспитанники учатся самостоятельно готовить соленую воду. Ошибутся — рыбки не будут в ней жить. Что ж, начинают вспоминать уроки по химии, математике. Видят практическое применение этих дисциплин. Всему причиной интерес, рожденный взаимодействием с живой природой в обстановке творчества, — считает Алексей Александрович. — Весь мир к этому идет. Ребенок сам должен стремиться искать знания. А учителя могут быть проводниками в этот мир. Кстати, по договоренности с Музеем мирового океана 15 наших воспитанников бесплатно поедут в Калининград, будут жить в каютах на корабле, изучать море. Есть и другие международные проекты...

Чтобы, пусть и дистанционно, но вовлечь в работу Детского научного общества как можно больше ребят, здесь продвигают программу мониторинга водоемов «Ручеек». Она выросла из прежней минской практики, когда ребята вместе с учителями географии, биологии, химии ходили в мини–экспедиции, проводили наблюдения, учились пользоваться компасом. Сейчас к программе при помощи интернета хотят подключить все школы страны. А для минчан центр разработал уникальную интерактивную карту водной жизни города, наполнять информацией которую сможет любой ученик.

Впрочем, особого ажиотажа со стороны школ вокруг новых образовательных возможностей здесь не ждут. Одно дело — приехать с экскурсией в музей, другое — постоянное сотрудничество: здесь нужно и время, и, главное, заинтересованность самих педагогов. И все же вода камень точит. Тем более что в ближайшее время Центру океанографии, возможно, удастся выбраться из подвала жилого дома. Проект нового учебно–научного центра «Открытый океан» — с огромным морским аквариумом на 650 тонн и настоящей 50–метровой подводной лодкой, в которой разместится экспозиция, посвященная флоту, — уже находится на рассмотрении в Мингорисполкоме...

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 62 (24692). Четверг, 2 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter