Школа в законе

В образовательной сфере нынче столько перемен, что не уследить.
В образовательной сфере нынче столько перемен, что не уследить. Прокомментировать самые, на наш взгляд, важные мы попросили министра образования Петра БРИГАДИНА. Должны же все знать, что их ждет.

- Петр Иванович, с принятием в новой редакции закона об образовании представители религиозных организаций получили право участвовать в воспитательном процессе в учебных заведениях. Значит ли это, что в расписании уроков, скажем, появится Закон Божий, а официальный доступ в школы, наряду с традиционными конфессиями, получат и сектанты?

- Нет, Закон Божий мы вводить не собираемся. Думаю, логичнее, если дети верующих родителей будут изучать его в воскресных школах при храмах. Образование же в государственных учебных заведениях было и останется светским. Иное дело, что теперь появилась законодательная база для сотрудничества с зарегистрированными в Беларуси конфессиями. Основой его станут культурно-исторические и духовно-нравственные программы, причем исключительно - во внеурочное время. Кстати, опыт такого сотрудничества у нас есть: в 1997 году Министерство образования и Экзархат Белорусской православной церкви подписали соглашение, в соответствии с которым проводятся совместные научные исследования, семинары по проблемам духовно-нравственного воспитания, разрабатывается методика преодоления влияния на молодежь деструктивных сект. Мы готовы искать общие с представителями традиционных религиозных организаций подходы к определению содержания той части образования, где речь идет о религии и ее роли в истории нашего государства. Их мнение, богословский опыт, уверен, будут полезны при подготовке религиоведческих курсов для школ и вузов, но сами эти курсы, повторюсь, останутся светскими... Порядок, условия, формы и содержание взаимодействия учебных заведений и религиозных организаций предстоит определить правительству по согласованию с Главой государства. Но уже сейчас могу сказать: контроль за этой работой будет жесткий. Ну а мы, в свою очередь, будем консультироваться с Комитетом по делам религий и национальностей при Совете Министров.

- Вы не раз говорили, что учебные заведения должны научиться зарабатывать деньги. Слыхала, им уже даже план по внебюджетным поступлениям "спускают". Как это отразится на родительских кошельках?

- Сразу хотел бы внести ясность: Министерство образования никаких "внебюджетных планов" ни вузам, ни, тем более, школам не устанавливает. Это - исключительно местная инициатива. Я же говорю о другом. Образование - дорогое удовольствие, которое с каждым годом становится все дороже. Сегодня на его нужды направляются немалые деньги, но и их не хватает. При том, что есть основания надеяться на стабильное финансирование отрасли в 2002 году (планируется, что его объем составит 6,9 процента от ВВП), мы будем изыскивать дополнительные средства, то есть зарабатывать. Как? Оказывая платные услуги. Профтехучилища, техникумы, к примеру, вполне могут выполнять заказы населения по профилю учебного заведения. Для каждого вуза вполне реально выбрать 3 - 5 научно-производственных проблем, разрабатывая которые есть шанс выйти на рынок. Кстати, внебюджетная деятельность отнюдь не новость. На сегодняшний день система образования предоставляет более 18 видов платных услуг. В прошлом году внебюджетные средства составили почти 57 миллиардов рублей. Львиную долю, естественно, заработали вузы. Требовать того же от государственной школы никто не вправе по одной простой причине: получение обязательного и полного среднего образования в объеме государственного стандарта (обеспечивающего, к слову сказать, подготовку к поступлению в вуз) платным быть не может - это нарушение Конституции. Деньги можно брать только за подготовку сверх стандартных требований. Допустим, есть у детей желание дополнительно изучить второй, третий иностранный язык, научиться мастерски играть в шахматы, создавать компьютерные программы и т.д., а родители готовы это оплатить, почему бы школе не организовать такие занятия? Вот вам и внебюджет...

- Со следующего года начнется массовый переход школы на 12-летку и 5-дневную учебную неделю. Будет ли этот переход обеспечен учебниками? Насколько знаю, финансирование учебников прекратилось с ноября прошлого года и до сих пор не возобновлено.

- Ситуация действительно сложная. Но проблема не только в деньгах. Концепции создания нынешних учебников были разработаны в начале 90-х и, увы, устарели. Надо ли нам сегодня в школе столько книг да к тому же таких объемных? Насколько они соответствуют возрастным особенностям детей и современным требованиям? Ответ на эти вопросы в ближайшее время даст специальная комиссия, которая рассматривает все учебники на предмет качественной доработки. К началу нового учебного года планируется выпустить 110 учебников, в том числе 48 новых. Потребуется переработка и соответственно переиздание части уже изданных книг. Однако мы рассчитываем, что к 1 сентября все необходимые ребятам учебники будут в школах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter