C 2000 года число школ и школ-интернатов для детей с особенностями психофизического развития сократилось фактически наполовину

Школа для всех

C  2000 года число школ и школ-интернатов для детей с особенностями психофизического развития сократилось фактически наполовину
Одноклассница моей сестры Лена отставала в развитии: сказывалась полученная травма во время родов. И если в первом классе не особенно заметно, то к третьему разрыв с остальными одноклассниками стал явным — и начались насмешки над не понимающей элементарных вещей Леной. В те времена судьба таких ребят была предопределена — специализированное учреждение. И, в конце концов, мать девочки, участковый доктор нашей поликлиники, приложившая неимоверные усилия для социализации Лены, сдалась: в пятый класс общеобразовательной школы девочка не пошла…


Подобных историй десятилетия назад, думаю, было немало. Хотя чаще дети с такими проблемами просто не попадали в общеобразовательные школы, и нам казалось, что их попросту нет. Только немногие — их родители, врачи, педагоги, работавшие с этими ребятами, — знали о масштабе проблемы. Благо ушел в прошлое термин «необучаемый ребенок». Эти дети — равноправные участники образовательного процесса. А понятие интегрированного и инклюзивного образования все прочнее входит в нашу жизнь. 

Сегодня в стране 240 учреждений специального образования — 46 дошкольных специальных учреждений (в том числе центр для детей с нарушением слуха), 25 специальных общеобразовательных и школ-интернатов, 28 вспомогательных школ и школ-интернатов и 141 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Да, такие учреждения все еще необходимы. Но есть и подвижки: в частности, число школ и школ-интернатов для детей с особенностями психофизического развития в сравнении с 2000 годом сократилось фактически наполовину. Во многих из них количество детей не превышает 50 человек. «Но, скорее всего, со временем и они закроются, — составляет прогноз на будущее начальник отдела специального образования Министерства образования Антонина Змушко. — И не потому, что мы так хотим, а потому, что чаще ребята и их родители выбирают общеобразовательные школы».

Соответствующая возможность прописана законодательно. Есть необходимые учебные программы и литература. «Учебные пособия для таких ребят, — говорит Антонина Змушко, — издаются с 1996 года, в том числе шрифтом Брайля. Ежегодно порядка 70 таких пособий идет в специальные и общеобразовательные школы. В последние годы мы принимаем ряд мер по внедрению инклюзивного образования. Это было одной из задач в рамках Государственной программы развития специального образования в стране на 2012—2016 годы. Она уже завершена. Принята новая Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016—2020 годы, где есть раздел, посвященный специальному образованию. Утверждены концепция по его развитию и план мероприятий по реализации на 2016—2020 годы. Разработана государственная программа, большая часть подпрограмм которой тоже посвящена развитию инклюзивного образования. Серьезным шагом стала ратификация в прошлом году нашей страной Конвенции по правам инвалидов». 

И все же одного желания учить инвалидов в общеобразовательных школах, пускай и подкрепленного законодательно, мало. Важны условия, в которых эти дети будут чувствовать себя комфортно. А вот тут — огромное поле деятельности. Только около 20 процентов школ, по словам Антонины Змушко, оснащены адаптивной образовательной средой, а безбарьерной и вовсе всего 2 процента. Хотя ставится задача к 2020 году увеличить последний показатель до 10 процентов. Это прописано в концепции о развитии инклюзивного образования. 


Впрочем, определенные достижения есть уже сегодня. Так, около 70 процентов ребят с особенностями психофизического развития получают образование в условиях интегрированного обучения в дошкольных и школьных учреждениях. Там для детей с легкими нарушениями созданы коррекционно-развивающие пункты и оказывается необходимая помощь. Но зачастую их количества недостаточно. Одна из причин — нехватка кадров. «Проблема нарастает, — убеждена Антонина Змушко. — Начиная с кадров высшей квалификации — кандидатов, докторов наук и заканчивая учителями-дефектологами в школе. Есть случаи, когда учитель-дефектолог — это попросту олигофренопедагог после переподготовки. Хотя это не худший случай. Бывает, что дефектологами работают другие педагоги, у которых просто не хватает нагрузки». 

Другая важная проблема связана, как ни странно, с толерантностью всех участников образовательного процесса. И этот вопрос, говорят специалисты, будет волновать нас еще очень долго. Например, экспериментальные инклюзивные классы, которых по стране пока 14, вызывают самую разную реакцию общественности. От очень позитивной до крайне негативной, как в одной из школ. «Тем не менее мы надеемся, что инклюзивное образование в стране состоится, — высказывает мнение Антонина Змушко. — Мы планируем, что до 2020 года 80 процентов детей-инвалидов будут охвачены инклюзивным образованием. Но будут дети, которым место в специальных учреждениях. Мы не хотим никого ограничивать — альтернатива должна быть всегда». 

Многие ребята-инвалиды, оканчивая школы, идут в вузы, учатся, работают, побеждают в конкурсах. Таком, например, как IX Международный конкурс профессиональных навыков лиц с ограниченными возможностями International Abilympics, который недавно проходил во французском Бордо. И то, что первые белорусские участники — студенты БГУИР Александр Антонов и Евгений Солянов показали достойные результаты, наверное, лучший пример качества нашего специального образования в действии. Высокую оценку системе образования дал и учредитель просветительского правозащитного учреждения «Офис по правам людей с инвалидностью» Сергей Дроздовский. «Ратификация нашей страной Конвенции по правам инвалидов в прошлом году — отправная точка, чтобы начать думать, как реализовывать наши обязательства, — говорит он. — Что же касается нашей системы образования, сегодня она лидер в области инклюзии и должна подтягивать за собой те области, которые пока от нее отстают, — социальную, общественную». 

Но действительно, даже лучшая система образования не решит все проблемы людей с инвалидностью. И, наверное, главный вопрос, который сегодня еще стоит перед многими: что там дальше, после обучения? Задался им много лет назад и настоятель храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», лауреат Государственной премии «За духовное возрождение» протоиерей Игорь Коростылев. Так, на территории церкви появились мастер-ские для людей с особенностями в развитии. Сегодня здесь 105 рабочих мест. «Но не это наша главная цель, — говорит отец Игорь. — Наша задача — воспитание всесторонне развитого человека. Работаем и с родителями, обучаем и их. И замечу, наши сотрудники — ребята, которые по заключению МРЭК не могут делать ничего. Придите и посмотрите, что они делают. Вы вяжете в две спицы? Наши девочки вяжут в пять! У каждого человека есть способности, главное — их найти».

Справка «Р»

Инклюзивное образование — обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах при соблюдении гибкости подходов, а также удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка (а не только ребенка с особенностями развития). Цель инклюзивной школы — дать каждой личности адекватное образование и предоставить максимальные возможности для развития.

По данным ВОЗ, приблизительно 10% населения мира имеют различные формы инвалидности. С учетом их близких родственников количество людей, затронутых проблемой инвалидности, превышает миллиард. И эта цифра растет. Тем не менее только в 45 странах, в том числе нашей, существуют законы, защищающие права этих граждан. У нас на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоят более 540 тысяч инвалидов.

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter