Школа для особенных детей

В не столь давние советские времена лишь у 1 процента детей выявляли различные нарушения умственного развития.
В не столь давние советские времена лишь у 1 процента детей выявляли различные нарушения умственного развития. Как правило, это были дети-"отказники", воспитывающиеся в спецшколах и домах-интернатах. Подавляющего же большинства умственно отсталых малышей как бы и не существовало. Диагноз "необучаемый" определял всю их дальнейшую безликую жизнь. Реальная работа по выявлению и адаптации к нормальной жизни умственно отсталых детей началась после распада СССР. В Беларуси она активно ведется на протяжении последних 5 лет.

...Три отличия выделяют эту школу из большинства других. Для здешних учеников она же и дом родной. В выпускных классах только один экзамен и тот по труду. На входных дверях учебного заведения недвусмысленная табличка "Посторонним вход запрещен". Хотя, постойте, - есть еще один отличительный момент. Даже старшеклассники специальной вспомогательной школы-интерната города Петрикова гораздо наивнее и простодушнее иных первоклашек из обычной школы.

- У нас учатся около 130 детишек от 7 до 18 лет из Петриковского и Житковичского районов с различными степенями умственного отклонения. Дети из неблагополучных семей составляют 98 процентов, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Леонид Горбачев. - Не так давно впервые в республике именно в нашей школе был образован экспериментальный класс для детей с глубокой степенью нарушения умственного развития (имбицилов). Раньше эти мальчики и девочки считались необучаемыми. Теперь же таковых нет вовсе. Более того, каждый ребенок имеет право получить образование в зависимости от своих познавательных способностей, пройти свои университеты...

Во многом это обусловлено тем, что в последние годы в стране кардинально изменились взгляды и подходы к образованию. Нынче это понятие подразумевает не столько учреждение, где учат читать, писать и считать, сколько определенный комплекс услуг, на которые вправе рассчитывать любой ребенок. Задача учителя - дать ему те знания, которые он способен принять. Иными словами, одному ребенку тесно в рамках школьной программы, а другому достаточно хотя бы научиться адекватно реагировать на происходящие вокруг события.

- Некоторые медики до сих пор по старинке "плодят" необучаемых детей, - сокрушается начальник управления специального образования Министерства образования Алла Коноплева. - Хотя определить степень способности ребенка к обучению в состоянии только специалист. В данном случае - педагог, но никак не врач.

Например, почти все умственно отсталые дети запросто овладевают определенными практическими навыками. Недаром в спецшколах и школах-интернатах основной упор делается на трудовое обучение. В той же петриковской вспомогательной спецшколе профилирующими предметами являются столярное мастерство и сельскохозяйственная деятельность. При учреждении оборудованы три теплицы, мини-свиноферма. Есть 15-гектарный производственный участок. Воспитанники школы имеют возможность заниматься лозоплетением, рисованием, вышивкой, резьбой по дереву... Я видела их произведения, и, поверьте, они ничем не уступают творчеству обычных мальчиков и девочек.

Среди детей с особенностями психофизического развития есть и такие, кто готов к некоторым теоретическим нагрузкам (малыши с легкой и умеренной степенями отставания). В отношении их в отечественной системе образования сделан огромный шаг вперед. Сейчас довольно широко практикуется интегрированное обучение школьников. В стране по такой схеме уже работают 3.300 классов. В них учатся меньше детей, чем в обычных классах, - до 20 человек. А каждый урок ведут по 2 учителя - "предметник" и дефектолог. В каждом таком классе наряду с обычными школьниками 2 - 3 ребенка с ограниченными возможностями. Правда, количество детей с отставаниями в умственном развитии в классах интегрированного обучения пока невелико. В основном - неслышащие, незрячие, дети с заболеваниями соматического происхождения. Главная причина (она же - препятствие), почему в классах так мало детей с особенностями развития, по мнению Аллы Коноплевой, - стереотип мышления: глухие дети вызывают жалость, умственно отсталые - раздражение у родителей остальных учеников. Но, как говорится, первый шаг - начало пути. Система интегрированного обучения с каждым годом набирает обороты. И уже для многих школьников их "чуть странноватые" соседи по парте - обычные одноклассники. Для умственно отсталых детей способ получения знаний не ограничивается спецшколой или классом интегрированного обучения. 1.655 детей занимаются также в группах на базе центров коррекционного развивающего обучения и реабилитации, расположенных практически в каждом районе страны. Временную обучающую поддержку оказывают им и многочисленные пункты коррекционно-педагогической помощи. После окончания специальных образовательных учреждений или классов мальчики и девочки с легкой и умеренной степенями отклонения в умственном развитии не сдают экзамены (либо сдают единственный экзамен по трудовому обучению), но получают аттестат об образовании.

А дальше-то что? Для таких детей в Беларуси уже не первый год работают 43 спецПТУ и 97 спецгрупп при обычных профтехучилищах. Там готовят замечательных цветоводов, слесарей-сантехников, столяров и плотников. А уж как сложится их взрослая жизнь, во многом зависит от нас с вами. Вряд ли им чем-нибудь помогут сочувствующие ахи и охи вместо реальной помощи. Но и спасать весь мир не стоит, считает Алла Коноплева. Достаточно помочь тому, кто находится рядом и очевидно слабее...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter