Широким проспектом шагаю...

Уже - 200 лет! Есть даты, которые нельзя пропустить.
Уже - 200 лет!

Есть даты, которые нельзя пропустить.

В этом году исполняется 200 лет главной улице Минска - проспекту Франциска Скорины.

События начались в 1800 году, когда был принят первый отмеченный в истории Минска градостроительный план. Зиму 1800 -1801 годов губернатор Захарий Корнеев провел в согласованиях и утверждениях работ, а как только сошел снег, на земляные валы в юго-восточной части города вышли солдаты-саперы.

Сегодня это нелегко представить, но в XV - XVIII веках на месте центральной части проспекта Скорины находились городские укрепления. Вал с бастионами начинался на севере от болота за так называемым Татарским концом, с запада он ограничивал территорию современных улиц Освобождения, Витебской, Немиги, затем шел по трассе улицы Городской Вал и проспекту, пересекал улицу Янки Купалы, спускался к реке и за ней огибал Троицкое предместье.

Новая улица замысливалась как магистраль в обход старой части города - района Замчища и нынешней площади Свободы. Того требовала военно-политическая обстановка. В 1793 году центральная часть Белоруссии вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было образовано Минское местничество, через три года преобразованное в губернию. Город лежал на великом тракте Варшава - Брест - Москва, движение по которому усиливалось год от года. Мчались фельдъегерские тройки, тянулись военные и купеческие обозы, маршировали колонны войск.

А ну-ка, попробуйте пустить гренадерский полк сквозь строй винных и съестных лавок Немиги или улицы Койдановской! <Потери> неизбежно понесет и город, и само войско - солдаты надолго увязнут в скопище строений. Поэтому в <идею> новой улицы было навеки заложено быстрое прямолинейное движение вдоль вектора восток - запад. Первое свое название - Захарьевская - улица получила по имени губернатора.

Теоретически Захарьевская могла быть проложена не южнее, а севернее Старого города. И тогда спустя 200 лет мы бы имели совсем иную схему Минска. Условно говоря, площадь Независимости, находилась бы где-нибудь в районе нынешней гостиницы <Юбилейная>. Однако же земляные укрепления были поначалу срыты именно в южной части, и трасса новой улицы длиной 5 верст пролегла за Комаровское болото.

Магистральное движение... Неисчислимы и многообразны упряжные и самобеглые экипажи, что уминали мостовые главной столичной улицы. В 1892 году здесь была пущена конка, в 1924-м - рейсовый автобус, в 1929-м - трамвай, в 1952-м - троллейбус. Первые два таксомотора марки <Форд Т> появились в 1912 году, стоянка их была на углу сквера в районе нынешней Октябрьской площади. Автор этих строк начал перебирать в уме образцы колесной техники, которыми сам успел воспользоваться на Ленинском проспекте - проспекте Скорины, и получилось что-то очень много - от велосипеда <Спутник> до бронетранспортера БТР-60ПБ.

И помнит наш проспект одно тягловое средство, которое сегодня невозможно представить на центральной улице. Сумеете угадать с трех раз?..

Натуральный паровоз!

В апреле 1936 года секретарь Минского горкома КП(б)Б Рыскин и председатель горсовета Жукович подали в ЦК и Совнарком докладную записку о состоянии городского хозяйства, в которой среди прочего отмечали

: <На всем протяжении магистральной улицы Советской, пролегающей в этом районе [Комаровки], расположена узкоколейка электростанции [здание на берегу Свислочи возле цирка], по которой беспрерывно проходят вагонетки, нагруженные торфом. Так как тягой для этих вагонеток служат мелкие неусовершенствованные паровозы, то они своими искрами вызывают пожары в деревянных домах, расположенных по этой улице (за 5 месяцев 1935 г. - 5 случаев). Наличие этой узкоколейки мешает и внешнему благоустройству этой улицы, одной из основных магистралей города. Горсоветом разработан проект снятия узкоколейки и перевозки торфа в трамвайных платформах...>

Роман о французской столице - это <Собор Парижской Богоматери> или <Чрево Парижа>. А если когда-нибудь появится роман, вобравший в себя Минск, то, нам кажется, он будет называться <Проспект>. Документальных заготовок для подобного произведения - воз и маленькая тележка. Вроде следующего факта

:<Выходка автомобилиста. Третьего дня около трех часов ночи на Захарьевской улице показался мчавшийся автомобиль 2040. На углу Госпитальной [ул. Фрунзе] автомобиль зацепился за тумбу и опрокинулся, причем сидевшая в автомобиле женщина выпала на мостовую и получила тяжкие ушибы.

Постовой милиционер помог шоферу поставить автомобиль, положил в него находящуюся в бессознательном состоянии женщину и, сев рядом с шофером, приказал ему ехать в больницу, а затем в комиссариат для составления протокола. Шофер отъехал, столкнул милиционера на мостовую, выбросил женщину и умчался. Высланный наряд милиционеров вскоре задержал шофера. При задержании он пытался оказать сопротивление и по нем пришлось сделать несколько безрезультатных выстрелов>. (<Минская газета>, 8 августа 1917 г.)

...Про юбилей проспекта, очевидно, вспомнят на ближайшем празднике белорусской столицы. Интересно, сумеем ли мы в ходе карнавального парада, к примеру, провести конкурс на самое необычное транспортное средство - такое, которое за 200 лет у нас точно никто не видел?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter