Минторг запретил продажу цветов не по правилам. И что?

Шипы и розы цветочной торговли

И почему у нас всегда так? Если запрещать рассчитываться с турфирмами долларами и евро, так обязательно к сезону отпусков. А если наводить порядок в цветочном бизнесе, то именно к 8 Марта. На прошлой неделе Министерство торговли заявило, что в преддверии праздника усилит контроль за продажей цветочной продукции и меры к нарушителям будут самые серьезные, вплоть до закрытия торговых объектов.

Сейчас мы уже знаем, что до самых серьезных мер дело не дошло, хотя нарушения инспектора все же нашли. Впрочем, о них чуть позже. Первое же, о чем хотелось спросить, услышав о намерении министерских работников: что женщины им сделали плохого? Вот представьте: 8 Марта Пети, Сережи и Васи вдруг обнаруживают, что закрылась одна торговая точка, другая, третья... В итоге мы рискуем получить опоздавшего к праздничному ужину дорогого мужчину. Еще хуже, если этот самый ужин вызвался готовить он, благоверный, или если из–за цветочных забегов вы вообще прохлопали столик в ресторане, или что–то там еще из списка грандиозного и необычного. Скажем, прыжок с парашютом.

Минторг, бесспорно, прав, требуя от продавцов заботы о потребителях и соблюдения правил розничной торговли. В частности, речь о том, чтобы продажа не шла где ни попадя, а на каждом горшочке с растениями, на каждой вазе обязательно должны быть бирки с указанием товара, цены, страны производства. Великолепно! Но почему бы не сделать так, чтобы порядок в этой сфере был всегда и проверялось также качество товара? К примеру, на днях в переходе железнодорожного вокзала заглянула в павильон белорусского производителя. Розы, тюльпаны... и все это вперемешку в ведрах, а сами цветы будто заморыши. Но самое удивительное — это стоявший на витрине букет: веник веником (я не о вкусовщине, композиция действительно была составлена из доживавших последние часы срезов), а под ним — цена. «Вы серьезно? 326 тысяч за это?» — спрашиваю, надеясь, что «букет» просто забыли выбросить. «Да», — отвечают. «Так он же совсем...» «Нормальный букет. Берите или не мешайте работать». Вот вам и сервис, и забота о клиенте. Кстати, подгулявшие цветы в праздничные дни можно было найти у многих торговцев. Основные уловки — подрезание подсохших лепестков и связывание бутонов, которые быстро завянут, оказавшись в тепле.

Ну да ладно. Интереснее узнать, как в целом сработала предпраздничная рекомендация Минторга. Скажу сразу: выбор цветов был огромный. В Минске всю эту красоту официально продавали в 300 местах плюс — у железнодорожного вокзала, у метро и в переходах. Но вместе с тем в центре было даже как–то грустновато: ни усеянных разным цветом улиц, ни цветочных базаров... Здесь продажа все же шла на специализированных объектах (кстати, ценники, на которых так настаивали в министерстве, были не везде) да у редких спекулянтов. Зато чем дальше от центра, тем более ярким становился город. На окраине и вовсе цветы можно было купить буквально на каждом углу. Естественно, с рук.

Остановка у метро «Каменная Горка». Надпись на первой же коробке, в которую я едва не окунулась, оказавшись на улице, гласила: «Суперакция! Мимоза за 15 тысяч». Дальше в ряду — тюльпаны в пакетах, ведрах и коробках. Укроп. Помидоры. И снова тюльпаны. Розы. Белье. Семечки... Между прочим, торгующих бабушек, о которых все говорят, было гораздо меньше обычного. Это все же день спекулянтов. Кстати, в запрещенных местах цветочки в основном предлагали смуглые мужчины:

— Дэвушка, цэна супер! — умасливал один из них за ящиками, выставленными вдоль дорожки у рынка «Западный».

— А тюльпаны откуда? — спрашиваю.

— Вай, дэвушка, Ныдэрланды. Нэ пажалэеш.

— Контрабанда, что ли?

— Какой кантрабанда, слюшай. Бэри лючьше цветочки, а.

Рядом парень, наш, белорус. В руках — маленькие букетики, которые обычно продают бабушки. «А откуда ваши цветы?» — интересуюсь. «Мама, — говорит, — вырастила». «Так ведь... не сезон». «А это еще с прошлого года. Они год могут стоять, такой вот сорт хороший».

Кстати, молодых людей (в основном желающих подзаработать студентов) у подпольных прилавков было немало. Не удивлюсь, если их наняли владельцы законных точек, решившие дополнительно толкнуть нелегально партию–другую.

Настоящий цветочный бум по традиции был возле железнодорожного вокзала. Тут, как говорится, смешались все, и поди пойми, кто нарушитель, а кто нет. Впрочем, в Министерстве торговли говорят, что с 4 по 8 марта только в Минске было конфисковано цветочной продукции на сумму более 15 миллионов, составлены протоколы. В целом же инспектора отмечают улучшение ситуации по сравнению с предыдущими годами... По мне, так ничего особо не изменилось: как торговали с нарушениями, так и торгуют. И к чему было столько шума, непонятно...

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 46 (24676). Среда, 11 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter