В Музее современного изобразительного искусства открылась персональная выставка народного художника Владимира Товстика

Шел по городу художник

Гуляешь вечером по детскому парку, на воду смотришь, на мосты, на отражения деревьев и зданий в ленивой воде Свислочи, на прогуливающихся по набережной людей. Тут и встретишь Владимира Товстика. На художника он совсем не похож. Идет себе неспешно, щурится слегка, улыбается, то в небо посмотрит, то под ноги глянет.


Вот таким случайным встречам всегда радуюсь. Знаю, что он ходил к маме, она на улице Первомайской живет, а теперь от нее возвращается. Как–то спросил у него, почему он — такой известный художник, лауреат, профессор, заведующий кафедрой, а ходит пешком. Все коллеги давным–давно на машинах, а он на своих двоих или на общественном транспорте до места добирается. Володя, пожав плечами, признался, что ему так удобнее, мол, с техникой он с детства не дружит, обычно никуда не спешит и всегда радуется, когда есть возможность ходить по родному городу.

На персональной выставке народного художника Владимира Товстика, открывшейся в Музее современного изобразительного искусства, я эти наши случайные, а может, и неслучайные встречи вспомнил. Да и как не вспомнить, если на стенах полотна, на которых город и люди, знакомые улицы, узнаваемые очертания зданий, площадей...


Понял, что так увидеть Минск можно не из мчащегося автомобиля, а только неторопливо двигаясь сквозь него, останавливаясь, вглядываясь в очертания зданий, в отражения в стеклах окон и витрин. Рассматривая фигуры мужчин и женщин, старую кирпичную кладку, яркое золото куполов, старинную черепицу винного цвета. Провожая взглядом взлетевших из–под ног голубей, падающий с клена красный лист, любуясь кованой оградой или ее тенью на серой брусчатке... (Не хотел, но уже рассказываю о картинах.)


Его полотна заполнены многочисленными, но точными деталями городского быта как сегодняшнего дня, так и прошедших столетий. И вот что интересно, все эти детали мирно сосуществуют на полотнах, даже ведут тихий неторопливый диалог.


Владимир Товстик — художник обстоятельный. Почти к каждому холсту делает эскизы и рисунки. Альбомов с быстрыми карандашными набросками у него полный шкаф. Да и у мольберта с неоконченной картиной лежат раскрытые альбомы. На холсте цветы, уже написанные масляными красками, а такие же лилии на страничке альбома. Они — всего лишь фрагмент, как и деревья, облака, фонари, цветы, здания, люди, птицы... Все то, что обычно не замечаешь, но без чего город выглядит пустым и неживым.

Рисует Владимир Товстик и вместе со своими студентами на занятиях. Не стесняется, хоть и профессор. Уверен, что он часто тяжело вздыхает, бросив взгляд на натуру, а потом на свой рисунок. А рядом скрипят карандашами по шершавой бумаге студенты, на учителя поглядывают (кстати, и на выставку молодежи пришло много).


За несколько дней до вернисажа мы встретились с Владимиром Антоновичем в его мастерской. Чуть смущаясь, с лаконичными комментариями, художник показывал холсты. Они уже в рамах, уже «одеты» и готовы покинуть родной дом. Смотрим на картины, а они глядят на нас. Задаю вопросы, художник отвечает, поворачивая холст к свету.


«Выставка у меня получилась камерная, без пафоса. Мне повезло увидеть много разных городов. Некоторые встречи были короткими, но запомнились. В Италии я чувствую себя как дома. Может, это с изучением истории искусства связано. Тысячи фотографий, репродукций, а потому все кажется знакомым. Был в городе Урбино, в том самом, где родился Рафаэль. Там хранится работа Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа». Раньше я думал, что это большое полотно, написанное по всем законам монументальной живописи. Увидел и удивился. Оказалось, что это маленькая темная доска, поточенная жучками... Трагический сюжет, а работа светлая. Потом ходил по городу и узнавал его. Пятьсот лет прошло, а здания, силуэт города узнаваемы, сохранились... Вот в этом и есть тайна живописи. Это и волнует зрителя...» — говорит художник и показывает следующее полотно.


Подхожу поближе, хочется рассмотреть. Узнаю наш город. Улица Первомайская. Парк. Холм с соснами. По улице мчится старомодный трамвай, такие только в воспоминаниях, старых фильмах, да на старых фотографиях продолжают бесшумно ездить, рассыпая искры. Картина очень узнаваема. В комментариях не нуждается. Она — как фотография из семейного альбома. Вроде бы случайный снимок. Как будто палец сам нажал кнопку, пружина щелкнула, а потом уже в проявителе проступило на розовой фотобумаге изображение. Понимаю, что работа о маме, о школьнике Володе, о Минске, которого уже нет.


«Внешне мои работы немного похожи на фотографии, но каждый холст я сочиняю. Для меня картина — это рассказ, имеющий сюжет. Это сочинение из десятков разных фрагментов, увиденных в разное время, в разных городах, иногда находящихся друг от друга за несколько тысяч километров. Я стараюсь уходить от фотографической точности и делать работу по законам искусства. Ведь человек, покупая картину, принося ее к себе домой, покупает близкую себе ауру. Это как с иконой. Картина должна помогать и защищать...» — Владимир выносит на свет следующее полотно.

«Я помню Минск разный. В моей памяти даже сохранился тот день, когда умер Сталин. Представляешь, сколько времени прошло? Хотя иногда кажется, что это все только вчера случилось. За последние годы наш город сильно изменился. Появился центр. Восстановлены и продолжают восстанавливаться знаковые здания. Возникает новая среда. Раньше был только проспект, оперный театр да Академия наук... И город, и люди становятся другими. Минчанки очень богато и нарядно одеваются. Мне есть с чем сравнить: ведь я люблю наблюдать за горожанками в Праге, Риме, Кракове, Варшаве, Вильнюсе, Флоренции... Собственно, все мои наблюдения на моих картинах... Помнишь холст Эдуарда Мане «Бар в «Фоли–Бержер»? Все это было больше ста лет назад. Так вот, я увидел такую же девушку и такое же кафе в наши дни. Увидел и написал...» — художник показывает холст и улыбается.


«Преподавать тяжело. Современная молодежь очень недоверчива и информированна. Они уже много видели, знают, поездили... Если ты что–то говоришь, утверждаешь, то ты сам должен и показать, как это делается. Тогда это убедительно. Педагог должен подтверждать свой профессиональный уровень все время. Так было и раньше, когда я учился. С благодарностью вспоминаю всех своих учителей, всех, кто учил меня понимать, что такое искусство. Помнишь, как говорил Хаим Моисеевич Лившиц о живописи: «Чуть–чуть не так, и все не так!..» — Владимир замечает, что в мастерской стало темно и включает яркий свет.


На открытии выставки, стоя в толпе друзей и поклонников Владимира Товстика, я вспоминал наше долгое знакомство. Случайные встречи в городе. Естественно, что в такой день картины не рассмотреть. Вернисажи придуманы, чтобы художник пообщался со зрителями, с теми, кто любит его творчество. В залах было многолюдно.

На следующий день после вернисажа мы встретились с Владимиром Товстиком у входа в детский парк. Он шел с букетом белых лилий на улицу Первомайскую. Шел к маме.


ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия №175 (24556). Суббота, 13 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter