Щит Отечества.

23 февраля — праздник и для более чем четырех с половиной тысяч работников Минского завода колесных тягачей, чья техника вносит весомый вклад в защиту Беларуси, а также Союзного государства и ОДКБ.

23 февраля — праздник и для более чем четырех с половиной тысяч работников Минского завода колесных тягачей, чья техника вносит весомый вклад в защиту Беларуси, а также Союзного государства и ОДКБ.

Праздничный парад 9 мая 2010 года в честь 65-летия Победы остудил многие горячие головы в НАТО и США. В Москве по Красной площади триумфально проследовало супероружие ХХI века — новейшая межконтинентальная ракетная установка “Тополь-М”. Впечатлили своей силой и грозные комплексы “Смерч”, “Искандер”... Эту демонстрацию мощи назвали также парадом белорусской техники. А если точнее, то одного предприятия — Минского завода колесных тягачей. Ведь грозное оружие было установлено на шасси, которые производят на МЗКТ. Это предприятие выпускает продукцию, не имеющую аналогов в мире, востребованную оборонными комплексами Беларуси, России и других стран. Пользуется спросом и высококачественная гражданская техника этого белорусского завода.

58 лет военной службы

Следует отметить, что парады на Красной площади, посвященные победе в Великой Отечественной войне, начали проводиться после многолетнего перерыва лишь с 2008 года. Но “военной службе” МЗКТ гораздо больше лет. И его вклад в обороноспособность сначала СССР, а теперь Союзного государства Беларуси и России просто неоценим. “Как известно, военная автомобильная техника (ВАТ) является самым массовым видом техники, используемой в вооруженных силах всех государств. Но в отличие от зарубежных стран ВАТ Беларуси и России имеет в своем составе особый вид — специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ), которые являются важнейшей составляющей боевого потенциала наземных ракетных войск стратегического назначения, сухопутных войск, средств противовоздушной обороны, радиотехнической разведки, инженерных войск, средств тылового обеспечения. И именно Минский завод колесных тягачей — мировой лидер по производству СКШТ”, — говорит генеральный директор ОАО “МЗКТ” Виталий Вовк.
А начиналось все буквально сразу после войны. Сегодня США много говорят про демократию, мир, но из песни, как говорится, слова не выкинешь: вся послевоенная история Соединенных Штатов Америки — это время непрерывного раскручивания гонки вооружений и провоцирования военных конфликтов буквально сразу после окончания Великой Отечественной войны. Минск и многие другие города Советского Союза еще лежали в развалинах, а Америка уже объявила “холодную войну” своему недавнему союзнику — СССР. Советскому Союзу, чтобы остаться независимым, приходилось отвечать на эти вызовы. Уже в 1946 году постановлением правительства СССР для разработки и создания тактических и стратегических баллистических ракет на твердом топливе был создан научно-исследовательский институт пороховых реактивных снарядов (сегодня — ОАО “Корпорация “Московский институт теплотехники”). И в Минске на МАЗе началась разработка техники для военных нужд. В 1954 году тут было создано специальное конструкторское бюро (СКБ) по разработке совершенно нового оригинального типажа многоосных автомобилей высокой проходимости и организовано их производство для нужд обороны страны (это и год рождения МЗКТ, ведь именно на базе этого спецпроизводства в 1991 году был образован Минский завод колесных тягачей). Результат работы минчан не только превзошел все ожидания, но и оказал влияние на баланс сил в мире. Межконтинентальный ракетный комплекс “Пионер” на шасси МАЗ-547А кардинально изменил сложившуюся ситуацию. Паритет в стратегических вооружениях между СССР и США, обеспеченный супермашинами специального конструкторского бюро Минского автозавода, не позволил американцам развязать третью мировую войну.
В 70—80-е годы прошлого столетия США начали очередной виток гонки вооружений. Активно создаваемые новые межконтинентальные ракетные системы MX LGM-118A “Пискипер” и MGM-134A “Миджитмен” планировалось использовать и в мобильных вариантах. Советский Союз ответил межконтинентальной ракетой РТ-23 “Молодец” весом более 100 тонн, под которую минчане разработали супершасси-гиганты грузоподъемностью 150 и 220 тонн. Затем были созданы специальные колесные шасси для автономной пусковой установки стратегического назначения “Тополь” и “Тополь-М”. Именно это супероружие ХХI века в наше неспокойное время стало надежным ядерным щитом не только для России и Беларуси, но и для всех стран ОДКБ. Используются шасси МЗКТ и с другими системами вооружения в белорусской и российской армиях. Это комплексы оперативно-тактического назначения, противовоздушной и береговой обороны, ракетные системы залпового огня...

 Генеральный директор ОАО “Минский завод колесных тягачей” Виталий ВОВК:
“МЗКТ — это предприятие, которое выпускает изделия, не имеющие аналогов в мире. Заводчане производят такую продукцию, которой Беларусь всегда будет гордиться. Достаточно посмотреть на военный парад на Красной площади. Грозные межконтинентальные, ракетно-зенитные комплексы базируются на шасси Минского завода колесных тягачей. Хочу отметить, что исторически мы предназначены для выполнения военных заказов для СССР. И мы сегодня подтверждаем, что по-прежнему готовы выполнить любой заказ — от разработки до изготовления готовой продукции — для предприятий Российской Федерации. В том числе и гражданского назначения. В числе наших приоритетов — дальнейшее укрепление производственных и экспортных позиций. И для этого у нас есть все возможности: высокопрофессиональный, болеющий душой за работу коллектив конструкторов, инженеров и рабочих, новейшее оборудование и огромное желание”.

Опережающие время

В том, что Минский завод колесных тягачей создал и создает уникальную, не имеющую аналогов в мире, технику, большая заслуга его конструкторов. Зачинателем дела был Борис Шапошник. При жизни его в Беларуси мало кто знал, а вот похороны в сентябре 1985 года стали всенародными. В них участвовали руководство республики, делегации минских заводов, представители всех белорусских областей. Борису Шапошнику были посвящены многочисленные статьи в газетах. Подобный, в общем-то, парадокс закономерен. Ведь Борис Львович был главным конструктором военной техники, оказавшей влияние на военный паритет США и СССР. Именно им были разработаны шасси под передвижные комплексы для межконтинентальных ядерных ракет.
Следует отметить, что подобные разработки велись и в США, но окончились полным провалом. А вот Шапошник нашел то гениальное конструкторское решение, которое позволило создать единственное в мире шасси под комплексы для пуска межконтинентальных ядерных ракет. Ему удалось сконструировать машины просто с великолепными характеристиками по выносливости, управляемости, проходимости и грузоподъемности. Кстати, в 50—60-е годы прошлого столетия шло своеобразное соревнование между советскими конструкторами — “танкистами” и “автомобилистами” в том, чьи изделия имеют лучшие тактические и технические характеристики. Спор конструкторских школ закончился тем, что в ознаменование 25-летия отдела главного конструктора от главного автобронетанкового управления Министерства обороны СССР Борису Шапошнику был вручен сувенир, который символизировал победу колеса над гусеницей. И в результате ракетные, зенитно-ракетные комплексы и другая военная техника стали монтироваться на шасси Шапошника. Как главный конструктор, он оставил значимый след на Ульяновском автозаводе, ЗИЛе, но последней и главной его любовью стал Минск. Конструкторские решения именно белорусского периода стали вершиной творчества этого гениального человека. “Конструкторский фундамент, который заложил Герой Социалистического Труда Борис Шапошник, просто уникален. Предложенные им решения опередили время на десятилетия и позволили создать лучшую в мире технику”, — отмечает Виталий Вовк.
Продолжателем традиций Бориса Шапошника стал Владимир Чвялев, которому выпало трудиться на МЗКТ в лихие для предприятия годы. 1991 год еще не такая далекая история, и многие помнят последствия развала СССР. Для Минского завода колесных тягачей развал Союза стал, образно говоря, двойным ударом под дых. Предприятие не просто осталось без заказов. Отгрузка продукции на МЗКТ тогда шла по так называемому тридцать первому контракту. По нему, невзирая ни на что — пришла оплата за продукцию или нет, непрерывно шла поставка техники для советской армии. Белорусы стабильно отгружали технику, но денег за эту продукцию им вообще не платили. Как следствие накопился такой огромный долг, что завод оказался на грани краха. Ситуация осложнилась и тем, что в один день не стало военных заказов, а ведь МЗКТ специализировался на производстве техники именно для военных нужд.
На предприятии срочно была разработана программа конверсии, а перед главным конструктором встала задача — что производить? И, к чести Владимира Ефимовича, он, как главный конструктор, попал в десятку. Свидетельством тому является создание огромного количества гражданской спецтехники для различных условий эксплуатации — от Крайнего Севера до Аравийской пустыни. Используя накопленный опыт создания колесных шасси и тягачей, конструкторы предприятия разработали дорожные и внедорожные бортовые автомобили, автомобили-самосвалы, специализированные автомобили, автопоезда различного назначения и прицепная техника к ним, а также специализированные колесные шасси под монтаж самого разнообразного оборудования для предприятий и транспортных организаций строительного, машиностроительного и нефтегазового комплексов. Это была не только высококачественная, а часто эксклюзивная продукция, разработкой которой занимались лучшие конструкторские кадры.
В  2003 году главным конструктором стал  Юрий Николаев. Он развил славные традиции своих предшественников в производстве военной и гражданской техники. “За почти 60-летнюю историю СКБ спроектированы и поставлены на серийное производство более 180 образцов специальных шасси, прицепов и полуприцепов, ставших транспортной базой для порядка 50 систем вооружений и военной техники и многих специальных комплексов гражданского назначения. Сегодня мы ежегодно разрабатываем около 15 новых моделей техники, причем каждая из них имеет до 10 модификаций. При этом мы сократили время конструкторского создания новой техники с пяти-шести лет до полутора-двух, — рассказывает Юрий Иванович. — Нами разработаны модели специальных колесных шасси и тягачей четвертого поколения, что позволило увеличить грузоподъемность и монтажные возможности, мощности силовой установки, тягово-скоростные свойства, проходимость и другие показатели технических характеристик и эксплуатационных свойств транспортных баз. Внедрение данных разработок в производство укрепило обороноспособность Союзного государства Беларуси и России”.

Эксклюзивные решения

Чертежи на бумаге и мониторах компьютеров воплощают в реально осязаемые изделия заводские технологи. Среди них заместитель главного технолога Евгений Горко, который много лет отдал родному заводу. “Чтобы лучше уяснить процесс производства техники на МЗКТ, надо учитывать его усложненную специфику. Если те же МАЗ и КамАЗ выпускают массовую технику, то ниша МЗКТ — это мелкосерийное и даже единичное производство машин повышенного качества и проходимости. Во вновь создаваемой машине бывает до 10 тысяч деталей, а их на заводе за месяц производят до 40 новых моделей, в каждой из которых до 15 модификаций. При этом номенклатура деталей нередко единична. Если в цехах МАЗа и КамАЗа в основном стоят автоматические линии, то на МЗКТ — станки с ЧПУ и обрабатывающие центры, которые можно быстро переналадить. Работают на таких производствах высококвалифицированные специалисты, можно сказать, элита инженеров и рабочих. И со своей задачей они справляются блестяще. Подтверждение этому — выпускаемая на предприятии техника”, — объясняет Евгений Алексеевич.

Технический рывок

В том, что предприятию под силу такие конструкторские и производственные высоты, немаловажную роль играет и техническая оснащенность завода. “Следует отметить, что современный уровень производства — результат кропотливой работы по техническому перевооружению предприятия. В 2007—2011 годах в него было вложено порядка 50 миллионов долларов. Это позволило обновить 183 единицы парка технологического оборудования, создать 12 линий для обработки деталей, сборочных единиц и внедрения новых технологий при проектировании и изготовлении продукции. Новые технологии в производстве подняли его на более высокий уровень. Так, разработка конструкторской документации теперь осуществляется с использованием компьютерной техники методом сквозного проектирования, в том числе трехмерных моделей в CAD/CAM пакетах Pro/Enginer, Solid Works. Это позволило уменьшить длительность технологической подготовки производства. Созданы гибкие производственные мощности в заготовительном производстве. Внедрено изготовление всей номенклатуры лонжеронов рам и рамных изделий на оборудовании в составе комплекса, что дает возможность осуществлять гибкую быстропереналаживаемую технологию и за счет этого сократить сроки подготовки производства. В механообработке широко используются технологии обработки тел вращения на многоцелевых станках с ЧПУ с приводным инструментом, токарных обрабатывающих центрах, что позволило достичь высокой концентрации технологических операций на одном станке, — рассказывает главный инженер ОАО “МЗКТ” Андрей Головач. — Но мы не намерены снижать темпы технического обновления и в будущем. Сейчас начинаем реализацию проекта по техпереоснащению МЗКТ на 2012—2016 годы. Будет закуплено 23 единицы высокотехнологичного оборудования на 33 миллиона долларов. Это, в частности, позволит внедрить технологии зубообработки конических и цилиндрических колес, шлицевых валов, развить технологию обработки картерных и корпусных деталей нового семейства автомобилей с применением высокоэффективного оборудования с ЧПУ и прогрессивного инструмента, модернизировать оборудование для нанесения лакокрасочных покрытий, усовершенствовать технологии изготовления гидропневматических цилиндров подвески, продолжить дальнейшее развитие исследовательской базы предприятия”.

Вектор развития

Модельный ряд выпускаемой на МЗКТ автотехники включает в себя машины как военно-технического назначения, так и для народного хозяйства. Но начать ее представление хочется именно с военно-технической составляющей. И не только потому, что сегодня 23 февраля — День защитников Отечества, праздник, к которому имеет отношение каждый заводчанин. Ведь именно военная автотехника сделала это предприятие мировым технологическим лидером в производстве шасси.
Вершиной конструкторского и технологического мастерства в области науки и техники на сегодня являются специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) четвертого поколения военно-технического и двойного назначения. “Решающий вклад в их создание внесли главный инженер Андрей Головач, главный конструктор Юрий Николаев, заместитель главного технолога Евгений Горко. Вектор развития нашего предприятия определяет конструкторско-технологическое управление, а Андрей Альбертович, Юрий Иванович и Евгений Алексеевич — это не просто люди, много лет отдавшие родному предприятию, болеющие душой за настоящее и будущее завода, это — профессионалы-творцы с большой буквы. И коллектив подобрался им под стать. Поэтому закономерно, что на МЗКТ были созданы СКШТ четвертого поколения”, — отмечает генеральный директор завода Виталий Вовк.

Высокая планка

Сегодня МЗКТ завоевал лидерские позиции и в производстве техники для народного хозяйства, в котором применяется все лучшее, что можно взять от машин военного назначения. В результате создана гамма 3-, 4-, 5- и 6-осных спецавтомобилей. Лучшим мировым требованиям отвечает спецтехника для нефтегазовой промышленности: мобильные буровые установки, компрессорные и насосные станции, агрегаты для ремонта нефтяных скважин. На заводе производятся шасси под монтаж крановых установок грузоподъемностью от 50 до 80 тонн. В планах — дальнейшее увеличение тоннажа. Востребованы и автопоезда-тяжеловозы. В строительной отрасли с лучшей стороны зарекомендовали себя самосвалы, миксеры, мобильные бетонные заводы, бетононасосы с подъемом бетона на высоту до 52 метров, спецтягачи для буксирования башенных кранов...

Ради мирного неба

“Минский завод колесных тягачей — единственное в мире предприятие такой направленности. Всякое было в его истории. В том числе и тяжелые времена. Но благодаря помощи государства мы преодолели их, и сегодня завод уверенно смотрит в завтрашний день. Авторитет предприятия у заказчиков настолько высок, что по некоторым позициям портфель заказов сформирован до 2018 года. Более 90 процентов выпускаемой продукции идет на экспорт. Участвуя в различных международных тендерах, наше предприятие выигрывает у американских, европейских и китайских производителей, при этом не демпингуя по цене. Мы побеждаем за счет более высоких потребительских качеств, а некоторые наши изделия вообще не имеют аналогов в мире. Но все же нашим основным партнером и потребителем является Россия, куда идет порядка 85 процентов выпускаемой продукции.
Мы не намерены почивать на лаврах. К 2017 году намечаем увеличить годовой объем производства в пять раз, до полумиллиарда долларов. Поэтому планируем вместе с готовыми агрегатами начать выпускать и комплектующие изделия. Будем строить новый завод по производству гидромеханических передач. Но все же основной упор сделаем на конструирование и выпуск техники военного назначения нового поколения, ведь МЗКТ — это, можно сказать, завод защитников Отечества. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех заводчан и читателей газеты с праздником. Желаю мирного неба над головой. Для этого и работает наш многотысячный коллектив”,— заключает генеральный директор ОАО “Минский завод колесных тягачей” Виталий Вовк.

Качественный подход
Важнейший принцип работы МЗКТ — высокая ответственность за качество, строгий контроль за соблюдением стандартов, технологии изготовления на всех этапах производства. На предприятии разработана, внедрена и сертифицирована аккредитованным органом по сертификации TUV CERT Thuringen E. V. (Германия) и Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь система менеджмента качества разработки, производства, реализации и сервисного обслуживания автотранспортных средств и прицепной техники общего и специального назначения, а также составных частей к ним на соответствие требованиям
DIN EN ISO 9001-2000 и СТБ ИСО 9001-2001.

Для белорусских вооруженных сил
Среди последних разработок конструкторов следует отметить принципиально новый тип полноприводного шасси, на основе которого в белорусскую армию будет поставлен комплекс для разминирования “Скоробей”. Его отличительными особенностями является то, что он спроектирован конструкторами только для военных целей, имеет независимую подвеску колес
с габаритом 2,5 метра, оснащен кабиной каркасно-панельного типа, тут установлена гидромеханическая коробка передач нового поколения.

Красноречивые цифры 2011-го
При задании 130,4 процента темп роста товарной продукции к 2010 году составил 174,1 процента.
Темп роста экспорта — 115,9 процента.
Положительное сальдо достигло почти 58 миллионов долларов.
Рост выручки от реализации продукции к уровню 2010 года составил 166,3 процента.
Рентабельность продаж промышленной продукции достигла 15,1 процента.

Планы 2012-го
Достичь объемов выпуска продукции промышленности в фактических ценах на сумму один  триллион рублей.
Достичь объемов экспорта не менее 111,1 процента к уровню 2011 года.
Уровень рентабельности — не менее 11 процентов.
Использовать инвестиций в основной капитал не менее 152,9 процента к уровню 2011 года.

Покорители пустынь
Минский завод колесных тягачей — предприятие уникальное в мировом масштабе. Конечно, и американцы, и англичане, и немцы, и чехи выпускают шасси и тягачи, грузоподъемность которых превышает 100 тонн. Но их техника приспособлена для хороших дорог. Минские же “Волаты” успешно работают не только на асфальте, но и в условиях бездорожья. Чего стоят белорусы, они продемонстрировали в Объединенных Арабских Эмиратах, где участвовали в тендере на поставку транспортеров танков. По результатам испытаний белорусы выиграли у “Мерседеса” (ФРГ), “Татры” (Чехия), “Киноса” (Испания—ЮАР), “Ошкоша” (США), “Юнипауэра” (Англия), “Титана” (ФРГ). Что неудивительно. Белорусская машина транспортировала танки массой 130 тонн по асфальту со скоростью 70 километров в час. При этом общий вес составлял свыше 200 тонн. По пескам этот автобогатырь проезжал с массой
в 70 тонн. Зарубежные конкуренты в песках потерпели фиаско.

Центр повышения надежности
Испытательный центр завода имеет необходимое оборудование для проведения всех видов лабораторно-дорожных и стендовых испытаний разрабатываемой и изготавливаемой автомобильной техники, аттестован органом по сертификации.

По Красной площади с триумфом
Менее 10 минут шли во время парада по Красной площади автомобили, бронетранспортеры, а также ракетные комплексы С-300, “Тополь”, “Смерч”, “Искандер”, базирующиеся на шасси МЗКТ. Но этот триумф белорусской техники включал большую подготовительную работу. За два месяца до проведения парада несколько десятков единиц участвующих в параде “Волатов” были доставлены в поселок Алабино — недалеко от станции Селятино Московской области. Там была подготовлена площадка, имитирующая Красную площадь.
На протяжении двух месяцев шла непосредственная подготовка к параду: день — репетиция, день — обслуживание техники. Ведь каждая “коробка” техники должна была пройти по площадке со скоростью 10—20 километров в час “в точно назначенное время”... Вместе с воинами эксплуатирующих частей
в подготовке к параду самое непосредственное участие принимали специалисты “Волаттранссервиса”: они обучали обслуживающий персонал и устраняли все возникающие неполадки и неисправности, причем все это надо было выполнять в кратчайшие сроки. Работы по обслуживанию техники производились в нелегких условиях, прямо на открытой площадке.

При этом все необходимые узлы
и запчасти изготавливались и отправлялись из Минска оперативно, практически “сегодня на завтра”. Все эти слаженные совместные действия обеспечили оперативное устранение выявленных неисправностей, выполнение графиков тренировок и успешное участие белорусской автотехники в параде.

Для армии XXI века
На днях Премьер-министр России Владимир Путин в “Российской газете” в статье “Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России” сообщил о планах российской армии на грядущую перспективу. Планируется, что в ближайшие годы на вооружение российской армии поступит более 400 межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, 8 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 20 многоцелевых подводных лодок, более 50 боевых надводных кораблей и около 100 космических аппаратов военного назначения. Кроме того, армия получит более 600 современных самолетов, свыше 1000 вертолетов, 28 полковых комплектов зенитно-ракетных систем С-400, 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов “Витязь” и 10 бригадных комплектов ракетного комплекса “Искандер-М”. Наконец, в армейские соединения поступит более 2,3 тысячи танков, около 2 тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также свыше 17 тысяч военных автомобилей. В это масштабное перевооружение свой вклад внесет и Минский завод колесных тягачей.

 Что же за чудо-технику четвертого поколения придумали и произвели на МЗКТ?

Шасси МЗКТ-8021 создано для размещения и транспортировки зенитно-ракетного комплекса “Печора-2М”. Один из модернизированных экспортных вариантов комплекса С-125 на самоходной транспортной базе, по признанию специалистов всего мира, относится к лучшим образцам систем вооружения ПВО. Он поставлялся в 35 стран мира и по прогнозам может оставаться на вооружении, сохраняя свой ресурс и высокий уровень, до 30-х годов XXI века.

Шасси семейства МЗКТ-69221 — принципиально новая разработка конструкторов, которая идеально подходит под зенитно-ракетные комплексы “Бук-М2Э”, “Тор”, “Оса”.

Шасси МЗКТ-7930 превосходит ранее разработанные шасси (МАЗ-543, МАЗ-7911 и другие) по грузоподъемности, максимальной скорости движения, ресурсу двигателя, универсальности использования и другим качествам. Об универсальности этого шасси говорит то, что на него монтируются пусковая установка и транспортно-заряжающая машина оперативно-тактического ракетного комплекса “Искандер-М”, реактивная система залпового огня “Смерч”, стратегический ракетный комплекс “Тополь-М”, радиолокационная станция зенитно-ракетной системы С-400, пусковая установка противокорабельного берегового комплекса “Бал-Э”, мостоукладчик ТММ-6 “Гусеница-2”... Это многоцелевое специальное шасси для монтажа и транспортирования вооружений и военной техники принято на снабжение в Министерстве обороны России и в составе комплекса С-400 “Триумф” поставлено на боевое дежурство по охране воздушного пространства Российской Федерации.

Шасси МЗКТ-79221 по конструкции, техническим характеристикам не имеет аналогов в мире и опередило время минимум на 10 лет. Оно создано для размещения подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) “Тополь-М” (по западной терминологии SS-X-27 Sickle). На сегодняшний день ПГРК “Тополь-М” — единственный выпускаемый в РФ стратегический ракетный комплекс наземного базирования и, по мнению аналитиков, в том числе и зарубежных, является одним из наиболее мощных видов вооружения XXI века. Несколько дивизионов ПГРК “Тополь-М” стоят на боевом дежурстве.

Есть немало и других разработок. В последние десятилетия много говорилось про демократию, но мало о том, что наш мир еще далек от совершенства и странам в нем надо уметь защищаться. В последние годы “умылись кровью” слабые в военном отношении Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия... Горячие головы предлагали бомбить и Минск (такая вот “демократия”!!!). И, возможно, мы услышали бы рев чужих бомбардировщиков, если бы не боязнь со стороны потенциальных агрессоров получить ответный удар вооруженных сил Союзного государства.
И коллектив Минского завода колесных тягачей вносит свой серьезный вклад в обороноспособность Союзного государства Беларуси и России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter