5 февраля поклонники таланта Рустама Ибрагимбекова отметят 85-летие со дня его рождения

Щедрое сердце

Сценарист, писатель, кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков создал в искусстве свой собственный мир, в котором главными темами становились моральный выбор героев, пробуждение человеческой души, готовность защищать родной кров и близких. Фильмы, снятые по его сценариям, вошли в золотой фонд кино: «Белое солнце пустыни», «Спокойный день в конце войны», «Храни меня, мой талисман», «Урга — территория любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Восток — Запад» и многие другие.

Фото РИА-новости

Бакинский интеллектуал

Он родился в 1939 году в Баку в семье профессора-искусствоведа. В 1963-м окончил Азербайджанский институт нефти и химии, а затем продолжил учебу в аспирантуре Института кибернетики Академии наук СССР в Москве. Полученные знания позже пригодились ему при написании сценариев производственных драм о нефтяниках Тюмени («Стратегия риска» Александра Прошкина) и строителях газопровода «Дружба» («С любовью пополам» Сергея Микаэляна).

Как прозаик Рустам Ибрагимбеков дебютировал в 1962 году, опубликовав в газете «Молодежь Азербайджана» рассказ «Хлеб без варенья». В 1967-м окончил Высшие сценарные курсы (мастерская Сергея Герасимова), а в 1974-м — Высшие режиссерские курсы во ВГИКе.

Его экранным дебютом стал нео­реалистический фильм «В этом южном городе», снятый в 1969 году Эльдаром Кулиевым на киностудии «Азербайджанфильм». После этого, как говорится, судьба сама его нашла. Сценарий (написанный Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном) под названием «Басмачи» не устроил кинематографическое начальство. Переписать его поручили Валентину Ежову, который пригласил в соавторы Ибрагимбекова. В фильме, снятом Владимиром Мотылем, соединились восточный колорит, героический пафос и лукавый мотив русской народной сказки. Популярность картины достигла в буквальном смысле звездных высот: космонавты обязательно смотрят ее перед очередным стартом.

Судьбоносные встречи

Оператором картины Эльдара Кулиева «В этом южном городе» был Расим Оджагов, вскоре переквалифицировавшийся в режиссеры. Ибрагимбеков стал сценаристом его фильмов «День рождения», «Перед закрытой дверью», «Парк», «Другая жизнь», «Семь дней после убийства», «Допрос» (в этом детективе одну из лучших своих ролей сыграл Александр Калягин).

«Допрос».
 
Такой же важной фигурой, как Оджагов, в жизни Ибрагимбекова стал Никита Михалков, для него он написал дипломный сценарий «Спокойный день в конце войны». Кроме того, вместе они создали драматургическую основу для картин «Автостоп» и «Урга — территория любви» (велика заслуга в успехе этих кинолент народного артиста Беларуси Владимира Гостюхина, исполнившего в них главные роли), «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник».

Третьим знаковым для Ибрагимбекова режиссером стал мастер тонких притч и иносказаний Роман Балаян, снявший по его сценариям фильмы «Храни меня, мой талисман» и «Филер». В этих картинах совсем по-иному играли признанные звезды Олег Янковский, Александр Збруев, Татьяна Друбич. Позже появились драмы «Ночь светла» и «Райские птицы».

«Сибирский цирюльник».

С Сергеем Бодровым-старшим Ибрагимбеков написал сценарии популярных картин «Восток — Запад» и «Кочевник».

Мастер динамики

Как автор Рустам Ибрагимбеков всегда отдавал предпочтение динамичной остросюжетной фабуле, справедливо полагая, что именно в экстремальных обстоятельствах раскрывается характер персонажа. Некоторые режиссеры по-своему переиначивали его сценарии, как это сделал Роман Балаян, работая над фильмом «Храни меня, мой талисман». Изначально по сценарию действие в картине происходило на пароходе, однако режиссер перенес его в музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино». В первоначальной версии дуэль, которую устраивали герои Янковского и Абдулова, заканчивалась реальным убийством, но Балаян решил отказаться от трагического исхода.

Театральная стезя

Рустам Ибрагимбеков всегда вел активную общественную жизнь, интересовался политикой, являлся председателем Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, секретарем Союза кинематографистов России, председателем Московского еврейского кинофестиваля, председателем Союза кинематографистов Азербайджана, входил в различные международные кинематографические организации, основал кинокомпанию «Ибрус».

«Утомленные солнцем».

Он много работал для театра, который искренне любил. Написал пьесы «Женщина за зеленой дверью», «Похожий на льва», «Своей дорогой» «Забытый август», «Прикосновение», «Дом на песке», «Семейный круг», «Ультиматум», «Кабинетная история», «Крыса» и другие.

Последней работой Ибрагимбекова стал спектакль «Утро туманное», поставленный им по собственной пьесе в театре Et Cetera Александра Калягина в 2019 году.

Главный критик — зритель

О своем ремесле автор экранных шедевров говорил так: «Нельзя ориентироваться только на элиту. «Белое солнце пустыни» — хорошая картина, но не шедевр. Она для широкого зрителя. Он ее любил и спас, когда ей присвоили низшую, четвертую, категорию качества. Сценарий подобен морю. Те, кто не умеет плавать, должны иметь возможность поплескаться у берега. Поэтому важен занимательный сюжет. Надо заботиться о самом простом зрителе. Я изощренный профессионал, но очень чистый и наивный зритель. Если у меня не возникает сопереживания с тем, что происходит, значит, все от ума — и мне становится неинтересно. Должны быть и глубинные слои для тех, кто умеет плавать. Умение о сложном рассказать просто, но так, чтобы это не стало примитивным, требует мастерства».

«Белое солнце пустыни».

Многоголосие культур

Ибрагимбеков виртуозно владел как остросюжетным жанром, так и жанром притчи. Как автор он впитал в себя колорит и специфику великих, но разных культур России и Азербайджана. В интервью «Литературной газете» признавался: «Я азербайджанец со всеми плюсами и минусами. А вот духовно я вырос на русской литературе и культуре. И мое становление как личности связано с русским языком. Через него я получил, как и многие азербайджанцы, доступ к мировой литературе. Я учился на Литературных курсах с такими титанами, как Андрей Битов, и был с ними почти на равных, хотя окончил технический вуз».

Эгоизм — причина всех бед

Рустам Ибрагимбеков был муд­рым философом. «Причина наших бед — в чудовищном эгоизме, — говорил он. — Хотя сам по себе эгоизм необходим для развития человечества. Однако всему есть предел. Если на скорости разогнать машину и продолжать давить на газ, ее разнесет. Но у людей зачастую нет ощущения предела, и они разрушают и себя, и свои семьи, и все вокруг».

Он скончался 11 марта 2022 года в Москве в возрасте 83 лет и был похоронен на I Аллее почетного захоронения в Баку. А мы снова пересматриваем его фильмы, чтобы найти в них душевное тепло и мудрые советы.

«Урга».

Рустам Ибрагимбеков работал на стыке культур. Он написал сценарии к более чем 40 фильмам, 15 его пьес поставили свыше 100 театров мира, а десять книг и сборники произведений разошлись огромными тиражами. Многократный лауреат государственных премий СССР, Азербайджана и России, лауреат премий «Оскар» и «Золотой лев», а также других престижных наград.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter