Поклонники выдающегося актера Владимира Самойлова отмечают 100-летие со дня его рождения

Щедрое сердце

Народный артист СССР Владимир Самойлов в театре и кино создал образы поразительной глубины и мощи. В его фильмографии более ста картин, среди которых такие популярные, как «Свадьба в Малиновке», «Тени исчезают в полдень», «Любовь земная», «Судьба», «Премия» и многие другие. На театральной сцене он воплотил немыслимое количество ролей — более 250! В свое время поработал мастер и на киностудии «Беларусьфильм». Сегодня, 15 марта, поклонники выдающегося актера отмечают 100-летие со дня его рождения.

Военное лихолетье

Детство Владимира Самойлова прошло в Одессе. В июне 1941-го ему было 17 лет, спустя два года он сбежал из захваченного немцами города. Парню удалось пересечь линию фронта. Но из-за того, что он находился на оккупированной территории, его определили в штрафной батальон.

После освобождения Одессы в 1944 году благодаря инициативе отца удалось найти свидетелей среди партизан, которые подтвердили: Володя не сотрудничал с захватчиками, а совсем наоборот, рискуя жизнью, передавал донесения и припасы в катакомбы, где базировались подпольщики. Об этом составили официальную справку и направили ее командиру полка, в составе которого он воевал.

В результате полученного на фронте ранения будущий актер едва не лишился ноги, но ее спас опытный хирург. Правда, хромота осталась на всю жизнь.

Провинциальные подмостки

В 1945—1948 годах Самойлов учился в Одесском государственном театральном училище. Еще до его окончания начал играть в местном театре. В училище познакомился со студенткой Наденькой Ляшенко, которая стала его супругой. После училища их закрутил настоящий театральный вихрь — работали в разных городах: Одесса, Кемерово, Горький… Долгие 20 лет Владимир Яковлевич провел в провинциальных труппах и уже стал народным артистом РСФСР, прежде чем попал на столичную сцену.

Шекспировские страсти

Горьковский театр драмы в конце 1960-х гастролировал в Москве. И настоящей сенсацией стала роль Ричарда в исполнении Самойлова в шекспировской драме «Ричард III». Все сошлись на том, что актера с таким темпераментом еще не видели. Сразу несколько театров Москвы и Ленинграда хотели заполучить его. Но он откликнулся на приглашение, поступившее от режиссера Андрея Гончарова, и перешел в Московский драматический театр имени Владимира Маяковского. Сюда же взяли и супругу Надю. Гончаров выбил для молодой актерской семьи трехкомнатную квартиру. Несмотря на то что труппа славилась такими звездами, как Армен Джигарханян и Татьяна Доронина, а после и Натальей Гундаревой, Игорем Костолевским, Владимир Самойлов быстро выбился в лидеры.

«Свадьба в Малиновке».

Смотрите, кто пришел

Он всегда работал крупными мазками, не боялся задавать режиссерам «глупые» вопросы. За время работы в театре имени Владимира Маяковского сыграл в спектаклях «Таланты и поклонники» Александра Островского, «Беседы с Сократом» Эдварда Радзинского, «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, «Игра в джин» Дональда Ли Кобурна, «Смотрите, кто пришел!» Владимира Арро, «Старомодная комедия» Алексея Арбузова и многих других.

Коллеги отмечали, что в нем никогда не было звездности. Настоящий русский артист: природный, мощный, очень глубокий. Все работало в комплексе: порода, интеллигентность, острый глаз, отточенный ум. По словам Игоря Костолевского, Самойлов никогда не участвовал в склоках и скандалах, держался особняком, был сосредоточен на профессии: «Ему не прощали его независимость. Внутренней свободы и чувства собственного достоинства, которое было во всем, что он делал и как он жил».

Звезды не гаснут

Его отношения с Гончаровым закончились драматично. У супруги Нади, которая была настоящей звездой в Горьком, в Москве карьера не сложилась. Она «потерялась» в труппе, роли становились все менее значимыми. Владимир Яковлевич очень переживал по этому поводу. Когда Надя серьезно заболела, Гончаров в начале 1990-х уволил ее из театра, Самойлов тоже ушел — ему было обидно за жену.

В тот период к актеру приходили мрачные мысли. Спасительным оказалось скорое приглашение режиссера Сергея Яшина пополнить труппу Московского драматического театра имени Николая Гоголя. Наиболее значимой здесь окажется роль Тайрона в спектакле «Долгий день уходит в ночь» по одноименной пьесе американского драматурга Юджина О’Нила.

От сибиряка до Мегрэ

Серьезно сниматься в кино Самойлов начал в 1959 году. Его персонажи не всегда были положительными, но при этом являлись сильными личностями. Важными в судьбе артиста стали картины «Тени исчезают в полдень» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, «Премия» Сергея Микаэляна (за исполнение роли Павла Батарцева в этом фильме Владимир Яковлевич был удостоен Государственной премии СССР), «Сибириада» Андрея Кончаловского, дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба». Он не боялся преувеличений, играл наотмашь, резко, громко, упивался собственной фактурой, и зрители его за это искренне любили.

«Тени исчезают в полдень».

Всегда убедительно Самойлов представал в образах военных («Солдаты свободы», «Фронт за линией фронта») и служителей закона («Выстрел в спину», «Визит к Минотавру»). В 1992 году воплотил образ прославленного комиссара Мегрэ в детективе «Цена головы» по одноименному роману Жоржа Сименона.

Память жива

Владимир Самойлов ушел в сентябре 1999-го на 76-м году жизни от сердечного приступа во время репетиции роли короля Лира в одноименной трагедии Шекспира. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Династию успешно продолжил сын Александр, снявшийся в более чем 70 фильмах и сериалах, в некоторых — вместе с отцом.

Герой Тургенева и Пушкина

Отдельная страница в биографии Владимира Яковлевича — работа на «Беларусьфильме» с режиссером Вячеславом Никифоровым. Он снялся у него в картинах «Зимородок», «Хлеб пахнет порохом», «Обочина», «Отцы и дети», «Благородный разбойник Владимир Дубровский», «Душа моя Мария». За исполнение роли Василия Базарова в картине «Отцы и дети» получил еще одну Государственную премию СССР.

«Благородный разбойник Владимир Дубровский».

«И как же Самойлов резцом мастера делал узорчики и вензеля в своем персонаже! — писал в «Литературной газете» актер Владимир Конкин, исполнитель роли Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети». — Он умилялся. Глаза влажнели. Робкая улыбка, просящая не судить старика строго, а принять, если возможно, в свою молодую компанию. И переступание с ноги на ногу. И легкое придыхание. А главное — русский, такой русский по великому классику… Да, много можно написать об этой сцене и нашем знакомстве в первом совместном кадре. Я сразу их полюбил — и Самойлова, и его Василия Ивановича».

С Конкиным сложно не согласиться. Владимир Яковлевич как-то по-особенному чувствовал классику. Если в «Обочине» его современный хапуга и матерый мещанин Волович не вызывал сочувствия, то Кирсанов и особенно Троекуров в «Благородном разбойнике Владимире Дубровском» будят в зрителях сильные эмоции.

«Премия».

НЕ ПРОПУСТИТЕ

К 100-летию народного артиста СССР Владимира Самойлова телеканал «Беларусь 3» показывает на этой неделе кинороман Андрея Кончаловского «Сибириада».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter