Шашки наголо!

Статья "Нелегка и неказиста жизнь обычного таксиста" в "СБ" за 15 мая вызвала бурю эмоций.
Статья "Нелегка и неказиста жизнь обычного таксиста" в "СБ" за 15 мая вызвала бурю эмоций. Таксопарки аплодировали: мол, наконец-то пресса обратила внимание на их проблемы. А вот некоторые сотрудники ГАИ и транспортной инспекции высказывали мне обиду. Да, незарегистрированные таксисты по-прежнему раскатывают по городским улицам. Но с каждым днем их становится меньше, ибо контролирующие органы все-таки не дремлют... Согласен. В этом я убедился, когда отправился с сотрудниками отдела ГАИ Октябрьского района Минска в рейд по отработке подозрительных "извозчиков".

Вокзал - дело тонкое...

Отдел ГАИ Октябрьского района выбран мною не случайно. Это подразделение контролирует самое "вкусное" место для таксистов - железнодорожный вокзал. Потенциальных клиентов здесь очень много. Как и таксистов. Причем как официальных, так и подпольных. Некоторые занимаются этим бизнесом чуть ли не с советских времен.

- Вокзал фактически поделен между группировками нелегальных таксистов, - рассказывает старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Октябрьского района Минска Анатолий Чаленко. - Причем как территориально, так и по времени. Одни дежурят вечером, другие - утром, третьи - ночью. Все расписано, как по графику. И чужак в эту схему никак не впишется - сразу же "старожилы" выживут самыми различными способами. Бывает, водители и за монтировки хватаются. К счастью, до кровавых драк не доходит...

С неугодными чужаками разбираются по-другому: портят не физиономию, а машину. Например, незаметно подкладывают гвозди под колеса или царапают машину. В следующий раз подумает человек, стоит ли в таком опасном месте подрабатывать.

Любой каприз за ваши деньги

Особенно активизируются таксисты ко времени прибытия поездов: золотое время. На вокзале "нелегалы" занимаются не только извозом. За деньги любую услугу готовы оказать: обменять валюту, найти "девочек" для развлечения, помочь снять квартиру... Или просто дать поспать в машине уставшему пассажиру. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Иногда удается неплохо заработать. Например, на отставших от поезда командированных. Необходимо догонять состав где-нибудь в Орше или Барановичах. Стоит такая услуга 100 - 150 долларов. Неплохой куш для одной поездки. И люди платят. А что делать, когда в вагоне остаются и документы, и вещи...

Так и существует небольшой мирок нелегальных таксистов на Привокзальной площади. Многих милиционеры уже знают в лицо. Впрочем, имена-отчества инспекторов ГАИ "бесшашечники" тоже отлично знают. Частенько на них протоколы составляют за нарушения правил парковки. На окрестных улицах везде запрещающие знаки висят. Остается либо нарушать, либо стоять где-нибудь во дворах, но в подворотни клиенты редко заглядывают.

- Мы их постоянно гоняем, - объясняет Анатолий Чаленко. - Особенно с Привокзальной площади. На некоторых особо наглых по 3 - 4 протокола в день составляем.

Соревнование в терпении

Наконец инспектора заканчивают мой ликбез: переходим от теории к практике. На патрульной машине выезжаем на привокзальные улицы. Прямо напротив главного входа, под знаками, стоят несколько частников. Специальной профессиональной таксистской раскраски нет, только фонарь на крыше. Значит, однозначно "нелегалы". Правда, сии незаконные предприниматели держат ушки на макушке. Завидев представителей "дорожной" власти, сразу рвут с места. От греха подальше.

- Такое впечатление, что у них тут сторожевые посты выставлены, - смеется Анатолий Анатольевич. - Как только завидят инспектора - мгновенно все стоянки пустеют. Знают: спуску не дадим...

Тем не менее не все оказались проворными. Несколько машин припарковались на специализированной стоянке. Въезд на нее загорожен "кирпичом", под которым надпись: "Кроме автомобилей такси". Вообще, по закону о дорожном движении лицензию у таксистов имеют право проверять транспортная и налоговая инспекции, а не сотрудники ГАИ. Однако если водитель не смог доказать, что он не нарушил правила, получит штраф. В таких условиях таксисты демонстрируют все документы. Если, конечно, они у них имеются.

Наши "клиенты" были явно не из категории добропорядочных. Впрочем, из четырех машин "человеческий фактор" присутствовал лишь в одной. С ним разобрались быстро: права долой, протокол получи и распишись... Остальные водители опасливо пританцовывали метрах в двадцати на тротуаре. Но к своим машинам подходить не решались.

- Ладно, не хотят по-хорошему - разберемся по-другому, - принимает волевое решение Анатолий Чаленко и вызывает на подмогу эвакуатор. Через 15 минут синий милицейский трактор, забавно пыхтя, увозит "неправильные" машины одну за другой на штрафстоянку.

А вот бежевый "Пассат" припарковался возле "МакДональдса" на автобусной остановке... На улице Ленинградской несколько машин "толкутся" под запрещающими знаками... Словом, работы инспекторам хватает. И так каждый день.

Байки "нелегалов"

Как реагировали водители на штрафы? По-разному. Пока инспектор Виталий Третьяк составлял протоколы, я наслушался разных выдумок.

- Я только на минутку тормознул. Хотел спросить, как проехать... - оправдывается немолодой седоусый водитель.

- Брата подвез, - ноет другой. - А остановиться негде. От платной стоянки к платформе через всю площадь переть с сумками и котомками. А электричка на Пуховичи вон где останавливается, - показывает он в сторону одного из перронов.

- Пассажир цветы отошел купить. На несколько минут. Да где-то застрял... - объясняет третий.

Но Виталий Третьяк на стенания не реагирует, продолжает оформлять протоколы. Даже несколько удивляешься безжалостности инспектора. А вдруг люди действительно правду говорят - нарушили случайно?

- Все эти сказки каждый день слышим, - объясняет Виталий Анатольевич. - Они еще не такое придумают. Никто же не признается, что нелегально бизнесом занимается. А все эти водители не первый раз попадаются. По лицам их помню. Так пусть и отвечают по полной программе...

Загоняют во дворы

Словом, спокойно жить милиция "нелегалам" не позволяет. Хотя, конечно, полностью искоренить эту проблему не так-то и просто. На том же вокзале незарегистрированные таксисты из людных мест перебираются парковаться во дворы. А потенциальных клиентов "пешим ходом" поджидают на перроне, монотонно бубня под нос

: - Такси, такси...

Правда, таких тоже периодически штрафуют. Чаще не ГАИ, а налоговая инспекция. Кстати, наказание за безлицензионную деятельность немалое - штраф до 50 базовых величин. А при рецидиве в течение года возможна и конфискация "орудия преступления" - машины. Поэтому, возможно, в недалеком будущем нелегальное такси будет полностью загнано на задворки. Тогда и перестанет портить жизнь легальным перевозчикам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter