«Шашечки» социального назначения

О возможностях социального такси в некоторых регионах страны знают лучше, чем в столице

О возможностях социального такси в некоторых регионах страны знают лучше, чем в столице

Прошли времена, когда услуги такси были привилегией определенной категории пассажиров. Значение передвижения сегодня понимают и ценят все социальные группы населения. Поэтому с таким интересом люди воспринимают появление социального такси.

В Бобруйске необычный транспорт появился, пожалуй, одним из первых в республике.

— Многие до сих пор думают, что участь инвалидов – сугубо домашнее времяпровождение. Но это далеко не так, — отмечает хозяйка местного ЧУП «Импульс – Авто» Елена Кравченко.

Ее микроавтобус «мерседес», оборудованный специальным гидравлическим подъемником, уже шестой год обслуживает инвалидов-колясочников и людей преклонного возраста, помогая им в любое время суток добраться не только в нужную точку города и района, но и по всей Беларуси. Тариф установлен следующий: межгород – 300, пригород – 400, город – 600 рублей за километр. Расценки согласованы с горисполкомом.

Куда же чаще всего направляются пассажиры социального «мерседеса»?

— Не только в больницу или поликлинику, но и на рынок за покупками, в гости к друзьям и родственникам, — продолжает рассказывать Елена Викторовна. – В прошлом году, например, небольшую группу своих подопечных мы возили на экскурсию на конезавод. Недавно студентку в инвалидной коляске — в Минск на сессию, а потом – подавать заявление в загс. Нередко молодые инвалиды назначают друг другу встречу в кафе. Прежде такое трудно было представить себе. Теперь же безбарьерная среда, о необходимости которой так много говорили в прежние времена, расширяется. Вот и растет количество заказов на социальное авто: в диспетчерской ежедневно регистрируется от трех до восьми предварительных заявок.

По словам начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Бобруйского горисполкома Юрия Веревкина, в ведомстве которого находится и отдел транспорта, сегодня частный перевозчик полностью снимает социальное напряжение в регионе в плане передвижения людей с ограниченными возможностями.

Нетрудно догадаться, что этот проект для владельцев частного бизнеса не из разряда прибыльных. Прежде всего ими движет социальная ответственность.

— В перспективе в областном центре и крупных райцентрах Могилевщины появятся специальные социальные такси системы социальной защиты, — отметила Вероника Демидова, заместитель начальника управления социальной помощи и социального обслуживания комитета по труду и социальной защите Могилевского облисполкома. – Пока же аналогичную задачу в территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСОН) выполняют машины, обслуживающие отделения дневного пребывания инвалидов. Они оборудованы широкой дверью и подъемником. При необходимости задействуется легковой и грузопассажирский транспорт ТЦСОН. Приемлемая стоимость проезда и доступность – вот критерии, которыми руководствуются во всех регионах области, оказывая услуги по доставке инвалидов-колясочников к объектам социальной значимости.

А для определенной категории населения Мозырского района подобные объекты уже второй год доступны совершенно бесплатно. Это заслуга коллектива транспортного предприятия «Полесье­транссервис» и территориального центра социального обслуживания населения.

— Тридцать талонов в месяц мы выдаем на поездки в учреждения здравоохранения, культуры, социально-бытового обслуживания и на вокзалы, — поясняет заведующий отделом дневного пребывания инвалидов местного ТЦСОН Николай Иванов. – Люди очень благодарны руководителю «Полесьетранссервиса» Анатолию Жигарю, который принял благородное решение оказывать инвалидам безвозмездные транспортные услуги, включив в городскую службу «Такси-181» социальное такси.

Зимой 2006 года похожие услуги задумывались и в Минске на базе частной компании ОДО «СИАавто 007». Но стоимость проезда и уровень сервиса устраивали не всех. Проект себя не оправдал. И эксперимент постепенно пришлось свернуть…

— Практика показала, что в организации социального такси не все так просто, — говорит начальник отдела по работе с ветеранами, инвалидами, пожилыми людьми комитета по труду, занятости и социальной защите Мингор­исполкома Ирина Дудка. – Не случайно мы внимательно изучали опыт других стран. Интересовались, как обстоят дела в разных регионах России, анализировали наработки коллег из Брестской области, в частности Бреста и Барановичей. И в соответствии с решением Мингорисполкома от 1 апреля 2010 года «О ходе выполнения мероприятий по созданию безбарьерной среды в городе Минске» приняли решение о реализации с 1 августа нынешнего года проекта по созданию службы социального такси в столице.

В первую очередь столичное социальное такси будет предназначаться для инвалидов-колясочников и инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но в перспективе подобной услугой смогут воспользоваться и другие социальные группы людей: одинокие или одиноко проживающие старики, ветераны Великой Отечественной войны, — уточнила Ирина Николаевна, заметив, что со временем перечень обслуживаемых категорий граждан может заметно расшириться.

В скором будущем по улицам Минска будут курсировать 10 специальных машин. Но начнется все с двух переоборудованных КУП «Минсктранс» маршруток. Их оснастят электроподъемниками и надежными креплениями.

В комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома решили, что платить инвалиды-колясочники будут только за километраж. Расходы же за почасовое использование автомобиля предложено дотировать из бюджета. Согласно тарифам КУП «Минсктранс», плата за один километр запланирована в сумме 580 рублей.

Для сравнения стоимости проезда в социальном такси в других регионах страны мы позвонили в город Пружаны Брестской области. Здесь при ТЦСОН района уже больше года успешно несет службу транспорт социального назначения. Как рассказала заведующая отделением первичного приема, информации, анализа и прогнозирования Наталья Засим, расценки за километр пути у них почти такие же, как собираются сделать в Минске: 530 рублей. А вот список услуг гораздо шире: в нем и бытовые грузоперевозки, и поездки по магазинам, и рейсы по заготовке картофеля в осеннюю пору. Один час эксплуатации социального такси обходится заказчику чуть больше 5 тысяч рублей. При этом работники центра социального обслуживания населения стараются сделать все, чтобы такой универсальный транспорт без дела не простаивал. Информация о существовании и возможностях социального такси размещена на самом видном месте в зданиях сельсоветов и исполкоме района, а реклама регулярно появляется на страницах местной газеты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter