Шахматы без фигур и доски

Вся наша жизнь - игра.
Вся наша жизнь - игра. И культура как неотъемлемая часть нашего существования - это также, как ни странно, всего лишь игра. Однако что касается белорусской культуры, то до сих пор она остается игрой без правил, а если сравнивать эту игру с шахматами, то и без доски...

Алесь Белый - человек достаточно известный... в узких кругах. Но, кажется, он достоин представления более широкой аудитории. Г-н Белый вошел в интеллектуальную тусовку необычным образом. Пару лет назад он издал сенсационную книгу "Хронiка "Белай Русi", в которой, исследовав ранее неизвестные источники, в первую очередь старые географические карты, показал, что название "Беларусь" закрепилось за территорией нашей родины сравнительно недавно - окончательно в конце XIX - начале XX века. А еще Белый показал, что название "Белая Русь" (Alba Russia) пришло на наши земли... из Западной Европы, от тамошних картографов, в XIII веке. Кого-то эти факты смутили, кому-то показались слишком оригинальными, но Белый стал знаменит, его даже "облауреатили" в ту пору премией им. Францишка Богушевича.

Поскольку беседа с автором успевшего нашуметь трактата началась с обсуждения вопроса, как обустроить белорусскую культуру, я и спросил у Алеся Белого, на чем вообще создавать или растить ее, если понятие "белорусское" касательно периода ранее XIX века звучит анахронично?

- Если мы понимаем культуру как игру, то в нашем случае мы действительно оказываемся перед дилеммой. Одна из главных проблем в том, что белорусская культура слабо иллюстрирована - она не обеспечена образами, которые существовали бы в массовом сознании, имели бы отзыв в сердцах если не миллионов, то хотя бы критической массы нескольких десятков или сотен тысяч граждан. В наше время большая часть всей информации усваивается именно через зрительное восприятие. Если мы назовем, к примеру, Скорину, Нестерку или Деда Талаша, то этого будет явно недостаточно для создания образа "белорусского". В любой "раскрученной" европейской культуре существуют десятки образов, которые дают представление о какой-либо стране. Эти образы - своего рода иероглифы, позволяющие культуре самостоятельно развиваться. И если, условно говоря, в китайском языке и культуре существует несколько тысяч иероглифов, то в белорусском вряд ли наберется более десятка... Что касается понятия "белорусское", то на самом деле название нашей игры появилось очень поздно, да и ранее оно означало совсем другую игру. Но меня, например, интересует не название, а содержание этой игры, в которую важно вернуть ранее утерянные или забытые фигуры.

- Сейчас вы активно сотрудничаете с журналом "Спадчына" и в последнем номере заявили, что, мол, все белорусское национальное движение от его зарождения в начале ХХ века пошло "не тем путем". Не боитесь ответить за чрезмерную смелость и оригинальность?

- Моя основная мысль заключается в следующем: белорусская национальная идея все время концентрировалась на коллективистских ценностях. Я не говорю, что коллективизм - это плохо. Я о другом. Наш человек до тех пор не будет уверен в своем будущем, а соответственно и независим, пока не почувствует, что владеет своей землей, вообще собственностью, которая досталась ему в наследство от предков. Только тогда он сможет обжить и обработать тот кусок пространства и времени, который ему достался на данной территории благодаря судьбе. Сегодня и белорусская культура, и вообще сознание нации могли бы быть на более высоком уровне. Этот уровень может обеспечить в первую очередь средний класс. Класс этот у нас уже формируется, он существует. Чего же более? - спросите вы. И здесь мы имеем уникальную ситуацию, когда белорусы осознают себя гражданами своей страны, но не носителями своей культуры. Существует колоссальный разрыв между людьми, между эпохами прошлыми и днем сегодняшним. И он обнаруживается не только на уровне языкового противопоставления. Если продолжать мысль о среднем классе, то большинство его представителей не имеют даже базовых представлений о белорусской культуре. Грубо говоря, провалится или не провалится культурный проект "Беларусь", во многом зависит от его спонсоров и меценатов, то есть от того самого среднего класса... А еще жестче - от потребителей этого культурного продукта...

- Неужели все так печально? А выбор вообще у тех же лидеров белорусского движения начала прошлого века был?.. Ведь вся наша элита - от братьев Луцкевичей до Янки Купалы - была социалистической ориентации...

- Мне очень симпатична позиция так называемых крайовцев. Это прослойка местного дворянства, которая не отождествляла себя ни с Речью Посполитой, ни с Российской империей. А значит, смотрела на свой край, на "тутэйшыя" проблемы "тутэйшым" взглядом. Они мечтали о возрождении Великого княжества Литовского с предоставлением культурной самостоятельности всем проживающим на его территории народам. При этом тесно сотрудничали с литовским и белорусским национальными движениями. Например, известный помещик Роман Скирмунт даже возглавлял правительство Белорусской Народной Республики, Эдвард Вайнилович, построивший знаменитый костел Симеона и Елены в Минске, или Кароль Чапский, минский городской голова - это были перспективные политики и влиятельные люди, но они, в конце концов, оказались не у дел. К сожалению, история не знает сослагательного наклонения, но поразмышлять в этом ключе иногда тем не менее бывает полезно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter