Сергей Друзчиц: "Реставрировать замок должны белорусские мастера"

Нынешний научный руководитель исследовательских и реставрационных работ дворцового комплекса Сергей Александрович Друзчиц уверен: привлекать иностранных специалистов для реставрации замка нет нужды.
Нынешний научный руководитель исследовательских и реставрационных работ дворцового комплекса Сергей Александрович Друзчиц уверен: привлекать иностранных специалистов для реставрации замка нет нужды.

- Технологии и методы нам хорошо известны, они мало чем отличаются от работ, проводимых белорусскими специалистами в полоцкой Софии, в Иезуитском коллегиуме в Пинске. Да и мощностей в Беларуси хватает, достаточно у нас высококвалифицированных специалистов-реставраторов. Если финансирование будет вестись хотя бы так, как намечено программой, то нам не придется приглашать ни турок, ни поляков, ни кого бы то ни было еще. Все, причем с огромным воодушевлением, сделают белорусские мастера.

В составе объединения "Белреставрация" раньше трудилось около 3.000 специалистов. Сейчас многие из них работают за рубежом, создали свои частные фирмы, словом, выживают как умеют. Но все давно уже соскучились по хорошей, интересной работе, которую можно делать всем вместе. Работа над таким объектом, как Несвижский дворец, думаю, сможет собрать всех. Это тот труд, от которого люди будут получать не только отдачу как творцы, но еще и большое моральное удовлетворение просто как граждане этой страны.

- С чего именно начались реставрационные работы во дворце?

- То, что сейчас проводится в дворцовом комплексе, еще нельзя назвать полнокровной реставрацией. Пока это исследовательские работы, на основании которых будет составлен проект реставрации. И здесь перво-наперво необходимо систематизировать весь исторический материал, во всех доступных нам формах - иконографию, гравюры, акварели, даже устные описания очевидцев. Сейчас ведется огромная работа в архивах. И здесь немалую помощь нашим специалистам оказывает белорусский МИД. Ведь архивы фонда Радзивиллов разбросаны по всему миру - от Несвижа до Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Архивные изыскания едва ли не важнее, чем исследования непосредственно во дворце. Это даст возможность определить, где и в каком объеме сохранились живопись, оригинальная лепка, резьба по камню, конструкции оборонительных сооружений, поможет выявить весь декор дворцового ансамбля. Думаю, вам доводилось видеть репродукции старинных гравюр и сопоставлять, насколько разным был облик дворца в разные эпохи.

- Работы в архивах - это, конечно, хорошо. Но здание-то тем временем стоит пустое, разрушается без хозяина.

- Не стоит сгущать краски. Все охраняется, дворцовые помещения даже отапливаются как раз для того, чтобы не было разрушений. Есть целый ряд работ, которые не связаны с историческим анализом. Это так называемые противоаварийные мероприятия. К примеру, уже идут работы по осушению здания. За многие столетия оборонительные валы постоянно досыпались, в результате чего были подняты гораздо выше отметки уровня первого этажа. Потому сейчас мы столкнулись с тем, что толстые стены дворца сырые, кладка разрушается. Остановить этот процесс, высушить стены - одна из первых противоаварийных задач. Следующий вопрос, который требует безотлагательного решения, - реконструкция водной системы. Радзивиллы хоть и привлекали лучших специалистов, но и те иногда подхалтуривали. При строительстве дамбы была допущена грубейшая ошибка - подъем воды оказался как минимум на метр ниже нормы, и сегодня нет необходимой циркуляции воды в обводных каналах замка. Они заболачиваются.

- Совсем недавно была утверждена правительственная программа работ в дворцовом комплексе, где оговорены не только все сроки, но и примерное финансирование. Что-то уже изменилось?

- Да, определенные изменения мы уже смогли ощутить. В последнем квартале этого года финансирование пошло по плану, предусмотренному программой. На мой взгляд, работа сейчас наконец получила необходимый темп. Впрочем, здесь, как и везде, все упирается в финансирование: если оно будет стабильным, если со временем найдутся инвесторы, готовые поддержать реставрацию, то сроки, определенные программой, - ввод первого пускового комплекса (надбрамной башни, западного и северного корпусов) уже в 2004 году, а также полное окончание реставрации к 2006-му, могут быть вполне реальными.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter