Сердцу не прикажешь

О съезде аритмологов и рентгенэндоваскулярных хирургов

Недавно без особого шума и помпы в Минске прошел съезд аритмологов и рентгенэндоваскулярных хирургов. Казалось бы, событие сугубо медицинское, профессии — для уха обывателя диковинные. Но знаковым его делают как минимум два обстоятельства. Прежде всего форум этот — первый в истории нашей медицины. В официальной номенклатуре должностей такие специальности появились у нас лишь четыре года назад, но врачи начали двигать свое направление так быстро, что язык не повернется сказать, будто они делают только первые шаги. А во–вторых, именно аритмологи и рентгенэндоваскулярные хирурги выходят сегодня на главные роли, когда всплывает хронический вопрос: что делать с бичом времени, болезнями сердечно–сосудистой системы, которые, увы, много лет верховодят траурной статистикой?


Справедливости ради, цифры последних лет дают кое–какой повод для оптимизма. В 2005–м мы говорили о сверхсмертности от болезней системы кровообращения, показателях, превышающих японские и французские втрое, сейчас у «черной» графы отвоевано всего за год почти 8 процентов. Причем на 18,8 процента упала смертность в трудоспособном возрасте. А с другой стороны, и нынешние цифры все еще непомерно велики на фоне среднеевропейских, и, по словам директора РНПЦ «Кардиология» доктора медицинских наук, профессора, академика НАН Александра Мрочека, чуть не в полтора раза увеличилось количество самих больных. Все почему? Курение из моды не выходит, возлияния без повода — тем более, физкультура и здоровое питание, наоборот, никак не протиснутся в список жизненных приоритетов — в общем, по части профилактики у нас с вами поле непаханое. Медицина здесь, по большому счету, может только увещевать, зато со своей стороны предлагает конкретные решения — раннюю диагностику и высокие технологии. Ведь, скажем, каждая пятая «сердечная» смерть — внезапная. Был человек — и вдруг не стало, хотя вроде ничего не предвещало. И шанс выжить у такого вот больного, который считает себя здоровым, вне больницы стремится к нулю. В США — 5 процентов, в Западной Европе — и того меньше. Здесь дело решают минуты. И современные подходы. Они у нас есть, а значит, могут помочь решить большую демографическую задачу.


По некоторым позициям наши аритмологи и рентгенэндоваскулярные хирурги, несмотря на молодость своего направления, очень даже неплохо смотрятся рядом с ближайшими соседями. Скажем, по установке электрокардиостимуляторов мы на уровне России, по коронарным ангиопластикам — лучше Украины. За этими мудреными медицинскими терминами стоят не менее сложные, подчас ювелирные оперативные вмешательства, дорогостоящие устройства, расходные материалы (только на них, к слову, государство в следующем году выделит 21 млн. долларов) и человеческие судьбы, которым еще несколько лет назад был бы подписан приговор. Да, от европейских лидеров и Америки пока отстаем. По некоторым позициям — от Польши и даже Литвы. Сами специалисты это прекрасно понимают и настроены по–деловому. Поэтому чаще повторяют не «уже», а «еще». Не «сделано», а «надо сделать». Надо создавать аритмологические и инсультные центры в регионах. Максимально их охватить проектом по острому коронарному синдрому, который так зарекомендовал себя в Минске. Надо запускать образовательные программы. Готовить и переподготавливать кадры. Главный внештатный специалист по рентгенэндоваскулярной хирургии Минздрава Валерий Стельмашок считает, что и глоссарий новых терминов неплохо бы составить: даже врачи путаются в понятиях, вдруг появившихся в обиходе! Надо подступаться к проблеме замены электрокадиостимуляров и ампутации конечностей из–за проблем с сосудами — увы, в прошлом году калечащие операции пришлось провести более чем 3.300 раз...


В общем, профессиональных целей у нового отряда врачей — непочатый край. Что, конечно же, при вере в себя и любви к делу — большой стимул. Это как в той истории про уличного музыканта, у которого корреспондент одной из нью–йоркских газет спросил: «Как мне попасть в «Карнеги–холл»?» «Заниматься нужно, — философски заметил тот. — Без конца. Каждый день». Кстати, это не журналистское лирическое отступление, а почти прямая цитата из доклада ведущего научного сотрудника лаборатории нарушений сердечного ритма РНПЦ «Кардиология» Дмитрия Гончарика, который потом сделал паузу и добавил: «Вот мы и занимаемся. Каждый день».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter