«Сердцем за Беларусь»: эволюция законодательства как индикатор развития общества

«Наш исторический выбор — независимая, сильная и процветающая Беларусь»

День Независимости — особенный в череде праздничных дат. И не только потому, что это наш главный государственный праздник. Историческая, политическая и социальная значимость этого дня еще и в том, что белорусы сами, по своей воле выбрали дату 3 июля в качестве главного символа национального суверенитета на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. В этом заключается один из главных принципов управления нашего Президента — решать важнейшие для государства и общества вопросы, непосредственно советуясь с народом. И благодаря референдуму граждане могут напрямую выражать свою волю. Всего за годы независимости в Беларуси провели четыре судьбоносных референдума, итоги которых нашли отражение в нормах Конституции и других важнейших законов. Важность этих событий трудно переоценить. Ведь независимость — это не просто внешние атрибуты, флаг, герб, гимн, валюта, а возможность самим выбирать свой путь развития. Нашему поколению время предоставило великий шанс сформировать свое суверенное государство. И мы сделали этот выбор. Как подчеркнул Президент Александр Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании, «наш исторический выбор — независимая, сильная и процветающая Беларусь». И с этого пути мы не свернем!



Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:


— Мы вместе, все вместе выстояли под натиском либеральных моделей, вытянув страну из разрухи, из пропасти. Мы сохранили преемственность исторических эпох и традиций. И все стратегические решения мы принимали сами. Как бы нас ни обвиняли, что нами кто-то управляет. Сами. Принимали подавляющим большинством голосов на референдумах, на выборах, поддерживая политический курс страны, которому следуем почти три десятилетия.

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.

Итоги референдумов

1995

В голосовании приняли участие 4 823 482 человека, или 64,8 процента от внесенных в списки.


«Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?»

«Да» 4 017 273 голоса, или 83,3 %

«Нет» 613 516 голосов

Недействительных голосов — 192 693

«Поддерживаете ли вы предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба?»

«Да» 3 622 851 голос, или 75,1 %

«Нет» 988 839 голосов

Недействительных голосов — 211 792


«Поддерживаете ли вы действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией?»

«Да» 4 020 001 голос, или 83,3 %

«Нет» 602 144 голоса

Недействительных голосов — 201 337

«Согласны ли вы с необходимостью внесения изменений в действующую Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?»

«Да» 3 749 266 голосов, или 77,7 %

«Нет» 857 485 голосов

Недействительных голосов — 216 731


1996

В голосовании приняли участие 6 181 463 человека, или 84,14 процента от внесенных в списки.

«Перенести День Независимости Республики Беларусь на 3 июля — день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне»

«Да» 5 450 830 голосов, или 88,18 %

«Нет» 646 708 голосов

Недействительных голосов — 83 925

«Принять Конституцию 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом»

«Да» 5 175 664 голоса, или 70,45 %

«Нет» 689 642 голоса

Недействительных голосов — 316 157

«Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?»

«Да» 948 756 голосов, или 15,35 %

«Нет» 5 123 386 голосов

Недействительных голосов — 109 321

«Поддерживаете ли вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?»

«Да» 1 108 226 голосов, или 17,93 %

«Нет» 4 972 535 голосов

Недействительных голосов — 100 702


2004

В голосовании приняли участие 6 307 395 человек, или 90,28 процента от внесенных в списки.

«Разрешаете ли вы первому Президенту Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»

«Да» 5 548 477 голосов, или 79,42 %

«Нет» 691 917 голосов

Недействительных голосов — 67 001


ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Лидия Ермошина, с 1996 по 2021 год Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов:

— Решение о переносе даты празднования Дня Независимости на 3 июля было с пониманием воспринято обществом. В суверенной Беларуси первоначально Днем Независимости была объявлена дата принятия Верховным Советом БССР Декларации о государственном суверенитете — 27 июля 1990 года. А 3 июля всегда отмечалось как День освобождения Минска и как День города. Это был очень популярный праздник. В то же время день принятия Декларации независимости БССР не воспринимался населением вообще как праздник, скорее как траур — граждане отнюдь не хотели отделения от СССР. О чем и сообщили, проголосовав на референдуме 1991‑го за сохранение Союза. Зато день освобождения страны от немецко‑фашистских захватчиков был понятен любому гражданину Беларуси. Поэтому и был поддержан безусловно.

«Флаг и герб — это светская икона»

8 мая 2022-го во время торжественного ритуала чествования государственных символов Александр Лукашенко рассказал, почему для Беларуси неприемлемы бчб-флаг и погоня:

— Отвечаю прямо на этот вопрос, не пряча голову как страус в песок, поскольку перед вами стоит человек, который инициировал в новейшей истории на референдуме вопросы о символике нашего государства, вырабатывал ее, слушал специалистов, их мотивацию. Они (государственные символы. — Прим. ред.) должны отличать нас с вами от других. Какой был предложен герб? Погоня. Вам он не напоминает герб другой страны? Мне напоминает. Нам был предложен флаг. Добавь еще одну полоску — и мы бы заимствовали соседней страны флаг (подразумевается флаг Польши. — Прим. ред.). Так неужели у нас не было своей истории? Неужели мы хотели подогнать свою историю и свою страну под Литву или Польшу? Символы — это память поколений. Они должны в себя вобрать все самое лучшее, что было у народа в его истории. Флаг и герб — суть их в том, что весь народ, все мы должны поклоняться им. Это, если хотите, светская икона в стране. Скажите, как мы могли поклоняться бчб-флагам и прочим? Как, если на этих флагах кровь каждого третьего белоруса? На той символике кровь наших людей, плач и стон наших детей, детей Хатыни, женщин и стариков! Там крики людей Минского гетто, плач и стон людей, замученных в концлагерях. Там позор предательства и коллаборационизма. Это было… Мы не можем поклоняться этому.

Белорусская модель

В первые годы независимости положение в Беларуси было весьма печальным. Нарастание экономических проблем, бесконечные политические разборки, высокий уровень преступности, коррупции, взрывной рост национализма, попытки внешнего вмешательства грозили обрушить государство в пропасть. Спасение виделось в сильной централизованной власти, которая в решении важнейших вопросов имела бы поддержку народного большинства. Одним из механизмов такого совета власти с народом и стал республиканский референдум. Во многом благодаря этой форме демократии было положено начало большой и кропотливой работе по выстраиванию белорусской государственности, созданию сбалансированной и эффективной вертикали управления, укреплению экономики, национальной безопасности и независимости нашей страны.

Совет с народом. Год 1995‑й

Новая государственная символика и интеграция с Россией

Первый за годы независимости референдум в Беларуси состоялся 14 мая 1995 года по инициативе Президента Александра Лукашенко, который еще в своей предвыборной программе «Отвести народ от пропасти» обещал восстановить бездарно уничтоженные связи с Россией и обеспечить каждому гражданину Беларуси реальную возможность думать и говорить на том языке, на котором он воспитан.

Вопросов на общественное обсуждение было вынесено четыре: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

По результатам референдума были внесены изменения в Основной Закон. Русский язык в Беларуси, наравне с белорусским, приобрел статус государственного, полномочия Президента были расширены, а официальными символами страны стали современные флаг и герб. Кроме того, власть получила народный мандат на курс интеграции с Россией, что привело к созданию Союзного государства Беларуси и России. 
Фактически первый референдум во многом определил внешнюю политику и внутреннюю модель белорусского государства. 
Об итогах первого белорусского референдума «СБ» писала:


«То, что Александр Лукашенко одержал очередную политическую победу, — факт бесспорный. Приведенные накануне в средствах массовой информации цифры красноречивее всяких слов… Момент весьма примечательный, отрадный и оптимистичный. Свидетельствующий о том, что в Беларуси наконец окончательно определился и закрепил свою годичной давности победу национальный лидер, нутром (по его же любимому выражению) чувствующий чаяния большинства народа».

«Советская Белоруссия», 17 мая 1995 года.

Совет с народом. Год 1996‑й

Сильная власть и историческая память


К 1996 году противоречия между Президентом и так и не привыкшим за два года к новому центру власти Парламентом обострились до предела. Парламентарии стали все чаще оспаривать законность указов Главы государства. Конфликт двух ветвей власти привел к политическому кризису. Для выхода из этой ситуации в августе 1996 года Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал и назначил его проведение на 24 ноября 1996 года.

За несколько месяцев до этого «СБ» писала:

«Верховный Совет во многих случаях говорил гораздо эффективнее, чем делал... То же самое можно сказать и об отдельных комиссиях, которые создавались по принципу крыловского квартета... Вряд ли в управлении государством можно добиться чего-то путного, если даже наиболее солидные люди будут подменять законотворческую работу политической трескотней».

«Советская Белоруссия», 11 июня 1996 года.
Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о переносе Дня Независимости на 3 июля, о внесении предложенных Президентом изменений и дополнений в Конституцию, о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельхозназначения, об отмене смертной казни.

Совет с народом. Год 2004‑й

Твердо встали на путь созидания

Конституция образца 1996 года хотя и была значительно сильнее предыдущей, тем не менее ограничивала срок пребывания Президента на своем посту. Избираться на высшую должность можно было не более двух раз. Это значит, что выборы в 2006 году прошли бы без Александра Лукашенко. Однако к тому моменту большинство белорусов только с его именем связывали все успехи и дальнейшее развитие Беларуси. Чтобы иметь возможность баллотироваться на очередных выборах в 2006 году, Президент 7 сентября 2004 года обратился к белорусскому народу:

— Как и обещал вам ранее, в случае моего решения об участии в президентских выборах 2006 года я обязательно посоветуюсь с вами и попрошу вашего разрешения. Я не стал разыгрывать различные схемы и комбинации, действую честно и, как всегда, открыто. А вы, когда я вас просил, всегда меня поддерживали. Именно благодаря полному взаимопониманию между Главой государства и народом мы достигли определенных результатов в нашем развитии: мы не только отвели народ от пропасти — страна твердо встала на путь созидания, поступательного развития.

Для закрепления этого пути 17 октября 2004 года в стране был проведен третий референдум, на который вынесли один вопрос: «Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»?»

Стратегическую суть этого вопроса «СБ» разъяснила так:

«Референдум инициирован не какой-то кучкой раскрученных СМИ и рвущихся к власти темных лошадок, пока ничего полезного не сделавших для простых людей, то есть не проявивших себя в конкретном будничном деле лиц, не новичком в политике, а человеком, возглавляющим наше государство уже свыше десяти лет. О нем каждый может судить не понаслышке, а по его конкретным делам… Спокойную, размеренную жизнь наших граждан и шаг за шагом формируемую Президентом властную вертикаль пытались опрокинуть искусственно создаваемыми штормами… И все же в этом безудержном потоке волн и потрясений Президент сумел удержать штурвал и взятый курс. По всем показателям Беларусь выглядит предпочтительнее других постсоветских государств».

«Советская Белоруссия», 15 октября 2004 года.


ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Людмила Ковалева, журналист, первый зампредседателя ТРО Союзного государства:

— Будучи журналистом «Белтелерадиокомпании», мне довелось освещать первые референдумы 1995, 1996 годов. Было полное ощущение, что в стране принимаются судьбоносные решения. Помню, с каким воодушевлением люди приходили на избирательные участки, где‑то даже были очереди, чтобы получить бюллетень. Важнейшие вопросы первого референдума — интеграция с Россией и придание русскому языку статуса государственного. Тогда в Беларуси были силы, которые хотели сделать примерно то же, что позже стало происходить на Майдане. Мне сложно представить, что сейчас кому‑то из нас сказали бы: мол, говорить надо только по‑белорусски. У нас такого нет и не будет.

К слову, санкции в отношении нашей страны были введены после плебисцита 1996 года. Запомнилось общение в 1997‑м Главы государства с официальным представителем ЕС. Тот изображал из себя великого чиновника, приехавшего поучить нас демократии, но, побеседовав с Президентом, очень быстро потух и померк на фоне Александра Григорьевича. Было видно, что за Главой государства — решение народа, и различные попытки извне оспорить итоги плебисцитов провалились…

Совет с народом. Год 2022‑й

Наш цивилизационный и моральный выбор

Новая страница в историю суверенной Беларуси была вписана 27 февраля 2022 года.


Еще весной 2020 года Александр Лукашенко заявил, что «мы в новой пятилетке, скорее всего, будем иметь новую Конституцию». Наиболее основательно конституционные реформы были анонсированы после президентских выборов в августе 2020 года и провала попытки государственного переворота. Тогда Президент заявил, что в стране ведется работа над вариантами изменения Конституции, которые предусматривают перераспределение властных полномочий:

— Конституция новая нужна. Два варианта мне предложили. Я их отверг, потому что они мало отличаются от этой. Идет работа над третьим вариантом. Приходите, садитесь — и работаем над Конституцией. Выносим на референдум, принимаем Конституцию, и я вам свои полномочия по Конституции передам. Но не под давлением и не через улицу! Да, я же не святой. Вы знаете мою жесткость. Вы знаете, что, если бы не было жесткости, не было бы страны. Вы точно знаете, что я ваших детей не обижу и страну никому не отдам. Это главное.

Четвертому республиканскому референдуму предшествовало широкое общественное обсуждение изменений и дополнений, предлагаемых в Конституцию страны. В общей сложности в разработке и обсуждении участвовало более миллиона белорусов. Было получено около 10 тысяч отзывов от населения. В марте 2021 года Президент подписал указ о создании Конституционной комиссии из 36 человек, которая стала разрабатывать поправки в Основной Закон. В ее состав вошли парламентарии, ученые, юристы, политологи, представители различных отраслей экономики и социальной сферы, общественных объединений, культуры и спорта.

Они тщательно проанализировали все поступившие инициативы, многие предложения были отражены в обновленных статьях Конституции. Без преувеличения новая редакция — это народный документ. Неудивительно, что подавляющим большинством голосов люди его поддержали.


ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Роман Внучко, депутат Верховного Совета Республики Беларусь 12‑го созыва:

— Референдум 1995 года стал политической новинкой для нашего населения. Но в то время он был необходим, и мы, как депутаты, это понимали. Это было очень демократично. Государству нужно было доказать свою самостоятельность. И она должна была быть подтверждена мнением населения по важнейшим вопросам. Проведению референдума предшествовала большая работа. Мало просто вынести вопросы на всенародное голосование. Надо, чтобы люди, которые будут участвовать в референдуме, четко осознали, за что они голосуют, что поддерживают и что это дает нашей стране в дальнейшем. И если власть действительно хочет узнать мнение народа и заручиться его поддержкой, тогда референдум проходит с хорошей явкой и хорошим отношением.


Итоги референдумов

2022

В голосовании приняли участие 5 359 403 человека, или 78,63 процента.

«Принимаете ли вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?»

«Да» 4 440 830 голосов, или 82,86 %

«Нет» 684 946 голосов, или 12,78 %

Недействительных голосов — 233 627


Основными новеллами, одобренными в ходе этого плебисцита, стали:

♦ институционализация Всебелорусского народного собрания;

♦ внимание к сохранению исторической памяти;

♦ провозглашение развития в стране атомной энергетики в мирных целях;

♦ закрепление понятия брака как союза мужчины и женщины;

♦ провозглашение проявления патриотизма основным долгом каждого гражданина страны;

♦ запрет финансирования избирательных кампаний из-за рубежа;

♦ перераспределение части полномочий Президента.
Принятие обновленной Конституции знаменовало собой построение впервые в истории нашего народа суверенного и независимого белорусского государства. И очень символично, что конституционные новации вступили в силу 15 марта 2022 года — в День Конституции Республики Беларусь.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Надежда Ермакова, бывший Председатель Национального банка:

— Совет с народом дает возможность определить выверенную линию, по которой дальше можно идти спокойно. Это позволяют делать зафиксированные результаты голосования. К тому же расходы на референдум полностью себя оправдывают. Особо запомнился первый референдум 1995 года. Он проходил на границе двух эпох. Мы еще не имели полного понимания, на что будет похожа новая эпоха. Развал СССР привел к распаду практически всех отношений, экономических связей. Было неизвестно, куда мы шли, чем нам нужно было заниматься. Поэтому тот референдум имел большое значение. Такая форма была нова, но присутствовало ощущение значимости происходящего. На референдум мы шли с радостью и надеждой, что обязательно что‑то должно разрешиться. Ведь раз у нас уже есть Президент, мы знали, что он добьется того, что обещает людям и о чем говорит.

Именно поэтому, уверена, Конституция, принятая на референдуме 2022 года, будет способствовать дальнейшему развитию нашей страны. Он также продемонстрировал нашу независимость и свободу в принятии решений. Мы суверенная страна. И не должны подчиняться тем, кто нам диктует свою политику.

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:

— Мы создали и приняли уникальный правовой документ. В нем сочетаются традиции и инновации, народовластие, единство управления. Без ложной скромности его можно назвать Конституцией будущего. Мы не просто укрепили, я бы сказал, зацементировали наши принципы: суверенитет, сохранение исторической памяти, патриотизм, защита традиционной семьи как союза женщины и мужчины и многое другое. Да, названные нормы не вписываются в ультрамодные правовые тенденции глобальной либералистической идеологии. Но это наш путь, наш цивилизационный и моральный выбор.

На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года.

КОММЕНТАРИЙ

Петр Миклашевич, Председатель Конституционного Суда:

— Результаты референдума свидетельствуют, что, во-первых, идеи укрепления демократических основ общества и государства, развития народовластия всемерно поддерживаются гражданами нашей страны. Во-вторых, сохранение национальной идентичности, культурно-духовных традиций и ценностей лежит в основе дальнейшего развития Беларуси без всяких революционных потрясений. Обновленный Основной Закон страны является действительно реальным договором между властью и обществом о совершенствовании политической системы государства, отражает стремление и желание белорусского народа мирно и стабильно на конституционной основе развивать свою страну.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter