Сердце короля

Следы последнего польского монарха теряются в Каменецком районе "Ах, зачем вам делать меня королем? Как вы не можете понять, что я хотел бы видеть ваше прекрасное лицо на своей подушке", - так откровенничал два с половиной века назад знатный польский шляхтич Станислав Понятовский в одном из своих писем Екатерине II.
Следы последнего польского монарха теряются в Каменецком районе

"Ах, зачем вам делать меня королем? Как вы не можете понять, что я хотел бы видеть ваше прекрасное лицо на своей подушке", - так откровенничал два с половиной века назад знатный польский шляхтич Станислав Понятовский в одном из своих писем Екатерине II. Любовное послание было доставлено в Санкт-Петербург тайными курьерами по столбовой дороге из Волчина, родового имения польского вельможи. Но императрица была неприступна. На письма своего бывшего возлюбленного Екатерина отвечала сдержанно: "Я должна соблюдать тысячи приличий и тысячи предосторожностей. Пишите мне как можно реже или лучше совсем не пишите".

И все-таки любовь вмешалась в политику. Используя хитроумную тактику кнута и пряника, в 1764 году императрица вынудила польский сейм провозгласить Понятовского королем Польши. Три десятилетия Станислав Август Понятовский правил своей фактически оказавшейся под жестким протекторатом Екатерины страной. После третьего, окончательного раздела Речи Посполитой и отречения от престола Понятовский жил сначала в Гродно, затем в Санкт-Петербурге, где умер и был похоронен с подобающими почестями в соборе Святой Екатерины.

В 1938 году под предлогом реконструкции храма советское правительство предложило Польше забрать гроб с забальзамированными останками Станислава Августа. После долгих дебатов поляки решили без особой огласки перезахоронить своего последнего короля в старинном костеле местечка Волчин, под сводами которого Понятовского крестили при рождении.

...Ныне ветшающий Троицкий костел в приграничной деревне Волчин, под Брестом, поражает следами своего былого великолепия. Крепко стоит у асфальтового полотна и дорожный "столп" екатерининских времен, мимо которого проносилась почта с любовной перепиской царствующих особ. А вот цинковый гроб короля и останки Понятовского таинственно исчезли. Точно так же исчезли и другие исторические реликвии уникальной деревни. Об этом с болью написал в своем письме в редакцию "СБ" 72-летний житель Волчина Михаил Михайлович Панько, всю жизнь учительствовавший в здешних краях. Как рассказал мне бывший учитель математики, еще в 70-е годы под колхозные поля здесь распахали древние славянские курганы. На месте прекрасного панского парка построили колхозные фермы. Лишь каменистый холмик напоминает теперь о роскошном дворце Чарторыйских-Понятовских. Мало кто уже знает, что зарастающие кустарником каменные глыбы в поле за деревней лежат на месте братской могилы наполеоновских солдат, погибших в 1812 году в сражении у Волчина с русскими казаками. На противоположной стороне селения находилась когда-то и могила русских воинов, среди которых было немало местных крестьян. Земля и камни хранят память о тех событиях, но люди, десятилетиями ухаживавшие за "русской могилой", давно ушли из жизни, исчезло среди колхозных полей и само захоронение. У стен костела сохранились каменные надгробия со старославянскими надписями. После того как в 1760 году храм перешел во владение православной церкви, здесь обретали вечный покой священники. Присматривать за их могилами сейчас тоже некому.

"Вот узнали бы о могиле наполеоновских солдат французы, тогда бы наверняка приехали и позаботились бы о ней", - мечтает Михаил Михайлович Панько. Впрочем, французы о Волчине знают. В 60-е годы, по воспоминаниям брестского пенсионера Николая Х., работавшего тогда инструктором Каменецкого райкома КПСС, в райцентр приехала французская делегация, изъявившая желание посетить Волчин и побывать в его костеле, который, оказывается, является единственным в мире "близнецом" подобного храма в Париже. Партийному инструктору было поручено сопровождать иностранцев. Как признается брестчанин, воспользовавшись тогда бездорожьем и зимней распутицей, он сознательно направил автобус с французами по самой непроходимой дороге, и увидеть костел парижане так и не смогли. Чем объясняется "сусанинский" поступок партинструктора? Просто ему было стыдно: каменные валуны с французскими надписями за деревней были опрокинуты при попытке их взорвать и использовать в качестве стройматериалов, костел разграблен еще в середине 50-х местными жителями и пришел в запустение...

Прибывшая сюда в 1988 году экспедиция во главе с доктором исторических наук из Гродно Михаилом Ткачевым смогла отыскать в развалинах костела лишь фрагменты одежды и обуви Станислава Августа, а также части коронационного плаща, в котором Понятовский восходил на польский престол. О том, куда подевались бальзамированное тело, бронзовая корона с позолотой, два серебряных сосуда с сердцем и внутренностями короля (таким по рисункам и описаниям современников было содержимое гроба), можно строить только догадки, основываясь на противоречивых слухах и домыслах. Тем не менее гродненская экспедиция вернула волчинский костел из исторического небытия. Белорусская и польская общественность настояла на возрождении храма. В государственном проектном институте "Белинформреставрация" минскими архитекторами и реставраторами уже разработан проект его реконструкции, для проведения работ изыскиваются средства. В свою очередь историки и краеведы открывают доселе неизвестные страницы в уникальной биографии Волчина. Вроде бы все идет своим чередом, и не должно быть сегодня серьезных поводов для беспокойства у сельского интеллигента Михаила Панько. Ошибки властей и односельчан вроде бы в прошлом. Их уже не исправить. "Вот только бы не повторить", - опасается бывший учитель.

Основания для тревоги у Михаила Михайловича есть. Рано или поздно древний костел распахнет свои двери перед верующими. В связи с этим уже сейчас раздаются голоса, призывающие убрать со двора католического храма захоронения православных священников. Неужели печальная участь останков Станислава Понятовского и постыдная возня вокруг них в угоду политической конъюнктуре так ничему нас и не научили?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter