Семья на колесах

Командировка - это всегда что-то новое и интересное.
Командировка - это всегда что-то новое и интересное. Правда, долгая дорога утомительна, если не повезет встретить интересного попутчика. Особенно ночью. Через несколько часов моя станция, поэтому спать ложиться нет смысла. В вагоне не спим только я и проводник. Ночью перед каждой остановкой поезда он бережно поправляет одеяло у напарницы, спящей рядом. "Ира спит - это святое! По ночам работаю всегда только я", - сказал он мне, когда поезд тронулся и мы разговорились в тамбуре.

Ира и Женя - не просто проводники одного вагона. Уже почти пять лет они муж и жена. Из каждой поездки вместе с родителями их ждет трехлетняя дочь Юля.

- Раньше, когда Юли не было, в дороге было спокойнее, - говорит Женя. - Тогда главное было то, что мы вместе. А теперь постоянно думаем о дочери и, когда возвращаемся, страшно ее балуем! Через несколько минут к нам присоединяется Ира, которую мы все-таки разбудили громким разговором.

Железнодорожная семья Белянских из Луганска уходит в рейсы на пять дней. Потом четыре дня - дома. Получается, что большая часть их жизни, в том числе и семейной, проходит в поезде. Ира с детства мечтала путешествовать, хотела даже пойти в мореходное училище или стать стюардессой. Проводница тоже была из числа желанных профессий. Ею и стала, и уже 12 лет засыпает под стук колес. У Жени стаж работы проводником меньший - 9 лет, Иру он называет своей наставницей. Почти 9 лет назад они встретились впервые. Тогда еще неопытного Женю закрепили в бригаду, где уже несколько лет работала Ира. Впрочем, кроме нее, девушек в бригаде было много, поэтому от недостатка женского внимания симпатичный парень не страдал. Ира понравилась Жене сразу, но, как это часто бывает, девушка не обращала на него должного внимания, тем более что молодой проводник всем говорил, что он женат и имеет ребенка. Имидж серьезного и несвободного мужчины так и закрепился за Женей. И когда через четыре года после новой встречи у молодых людей закрутился роман, Ирины подружки осторожно предостерегли: куда ты лезешь, там ведь семья! Семейное положение оказалось вымышленным. "Чтобы избавить себя от лишних поклонниц", - признался находчивый Женя и женился-таки на Ире. В то время девушка работала в фирменном поезде, у проводников это считается престижным. Женя приложил немало усилий, чтобы жену перевели в его бригаду.

- А то ведь получалось: я - из рейса, а Ира - в рейс. Что же это за семья! - говорит Женя.

Так и ездят они уже несколько лет семьей в одном вагоне.

- Вам никогда не хочется отдохнуть друг от друга? - спрашиваю я, удобно устроившись в купе проводников с гостеприимно предложенным кофе. - И дома вместе, и на работе...

Ребята отвечают сразу и вместе, только Ира - "хочется", а Женя - "нет" и добавляет: "Я без нее не могу и не хочу. Разве можно отправить такую жену на пять суток!" Жена подтверждает: "Он меня никуда одну не отпускает, везде ходим и ездим вместе. Бывает, в вагоне некоторые пассажиры начинают заигрывать особенно активно, так Женя как посмотрит - даже объяснять, что он муж, не приходится".

- Но не можете же вы никогда не ругаться! - удивляюсь я.

- Конечно, иногда можем поспорить, выяснить, так сказать, семейные отношения, - говорит Ира. - Но ведь в поезде дверью не хлопнешь и не уйдешь на все четыре стороны. Женя тогда просто дает мне высказать все наболевшее, а сам молчит, углубляется в работу.

Да и вообще, он старается делать как можно больше всего, чтобы Ире было легче. Зимой топит и чистит печку, носит уголь, ремонтирует окна, которые постоянно ломаются. К слову, садясь в вагон, я сразу обратила внимание на приветливого проводника. Женя встречал пассажиров на перроне, помогал рассаживаться, принес нам постели, предложил чаю. При этом шутил и улыбался, обращаясь к моему пожилому соседу по купе не иначе как "отец". Мелочь, но приятно, тем более в дороге. Когда же я перебралась в купе к проводникам, Женя успевал выходить на станциях, отвечать на просьбы подходящих пассажиров, варить нам с Ирой кофе и опять же без перерыва шутить и смеяться. По его личному убеждению, чувство юмора должно быть первым спутником каждого проводника.

- Наверное, привыкнув жалеть меня на работе, Женя и дома многое старается делать сам, - рассказала мне Ира, когда ее супруг вышел на очередной станции. - Мы никогда не делили своих обязанностей, но получается, что практически все хозяйство ведет муж, я только готовлю. Видимо, равенство в профессиональном отношении приучило нас и дома не делить работу и не перекладывать друг на друга.

"Вы, наверное, очень любите ездить поездом?" - интересуюсь у собеседников. Раньше действительно очень любили и поезда, и путешествия, и новые знакомства, и стук колес, который не переставали слышать даже дома, рассказывают проводники. Сейчас романтики уже нет, осталась просто работа. Правда, менять на другую они ее ни за что не хотят.

По маршруту Минск - Луганск Ира с Женей стали ездить не так давно. С удовольствием делятся впечатлениями о нашей столице

: - Какой красивый у вас вокзал! Во время стоянок мы любим гулять по нему. Да и сам город очень чистый. Вообще, когда мы в первый раз в Беларусь приехали, подумали, что в Советский Союз попали: у вас все работает, в магазинах продается много своих товаров. У нас только на железной дороге можно работать и получать деньги.

- Какого пассажира любят проводники? - спрашиваю напоследок.

- Трезвого, - отвечают мои проводники в один голос. - У нас ведь как принято: если человек, особенно мужчина, садится в поезд, первым делом он обязан напиться. А ведь пьяный - это не только неприятно, но на железной дороге еще и очень опасно. Один такой горе-пассажир, находясь в тамбуре, не удержался, когда поезд тронулся, упал на проводника, который еще не успел закрыть дверь. Оба выпали и очень пострадали. Пьяная женщина - еще страшнее мужчины. Одна татарка, перебрав, с ножом гонялась за непонравившимися попутчиками. Было совсем не смешно, особенно проводнику, которому необходимо было усмирить разъяренную женщину.

Однажды, когда Женя работал еще с другим напарником, в вагоне от передозировки умер наркоман. Все пассажиры в ужасе сбежались на другую половину вагона. Проводникам пришлось снимать труп со второй полки и сопровождать до прибытия милиции. Однако, к счастью, проводники становятся свидетелями не только человеческих пороков. Например, многим из них приходилось принимать роды. И все они благодарны за попутчиков, которые впоследствии становятся настоящими друзьями.

- Люблю, когда пассажир интересный, обменяться газеткой, поговорить по душам, - признается Женя. - У нас ведь здесь ни телевизора, ни радио, люди - единственная связь с миром.

Жаль только, как отметили проводники, что в последнее время больше попадается недовольных и даже злых пассажиров. Сосредоточившись на своих трудностях, путешественники даже и думать не хотят, что проводники - такие же люди и проблемы у них тоже бывают всякие.

- В чем нас только не обвиняют: и в окна дует, и чай не вовремя приносим. Одна женщина вообще была очень недовольна экономическим положением в Украине, перечислив все претензии, в итоге виноватыми в этом она признала... нас. Но все равно мы не в обиде на пассажиров. Есть в нашей компании такое правило: не люди для нас, а мы для людей. Ему стараемся следовать, несмотря ни на что. Недавно одна женщина подошла к нам в Луганске и спросила, когда мы снова в рейс в Минск поедем: ее дети приехали в нашем вагоне, и так мы им понравились, что и возвращаться домой хотят только с нами.

А еще в книге отзывов я прочла: "Мы, пассажиры из Луганска - участники ВОВ, выражаем сердечную благодарность проводникам вагона Луганск - Минск Белянским Ирине и Евгению за чуткое и культурное обслуживание. Побольше бы таких проводников в пути - и все будет в порядке". Подъезжая к своей станции, и я поинтересовалась графиком работы моих попутчиков-проводников. Возвращаться назад мне тоже хотелось непременно с ними.

Когда в вагоне от передозировки умер наркоман, проводникам пришлось снимать труп со второй полки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter