Занятия с использованием информационных технологий удобны – можно самому определять их график и место встреч

Семинар на диване

Стоит ли злоупотреблять элементами электронного образования в учебном процессе?
«Вебинар? А что это?» — отечественные студенты почти не знакомы с этим новомодным «импортным» термином. Такая же пауза обычно повисает, когда разговор заходит об электронном обучении. При том, что каждый из них неоднократно держал в руках ноутбуки, планшеты, смартфоны, пользовался интернетом, эти понятия для них пока, увы, за гранью понимания. Как и, в принципе, само электронное обучение, которое зачастую воспринимается просто как уроки с элементами мультимедиа. «Да-да, мы используем электронные доски!» Или «Конечно, мы проводим на уроках презентации наших работ!» — это одни из самых распространенных ответов на этот вопрос. А речь-то совсем о другом.


Такую закономерность в рамках проекта «Дидактика сетевого урока» выявили второкурсницы Белорусского государственного университета имени М.Танка Виктория Верамейчик и Анна Михаленко. Почти месяц девушки потратили на то, чтобы опросить школьников, однокурсников и преподавателей. Спрашивали об их отношении к электронному обучению, как часто они пользуются интернетом и с какой целью, как были развиты инфор­мационно-коммуни­кационные технологии в их школах, как ребята относятся к развитию информационных технологий и как последние могут повлиять на будущее и на роль учителя. 

— Когда обсуждали использование информационных технологий в образовании, например, сетевые уроки и лекции, — рассказывает Анна Михаленко, — мнения разделялись. Хотя, конечно, преобладали высказывания «за». Почему? Да потому, что занятия с использованием информационных технологий удобны — можно ведь самому определять их график, место встреч. Эту возможность выделили почти 60 процентов опрошенных. Были и другие плюсы. Сетевой урок — не просто занятие в записи, ты можешь видеть и слышать преподавателя, а он видит и слышит тебя. Это пришлось по душе почти 50 процентам ребят. Привлекательной нашли возможность участия в обучении из любой точки, в том числе с другого континента. Интерес к лекциям иностранных преподавателей проявили 26 процентов опрошенных. Ведь помимо прочего при этом можно быть в комфортных условиях, например, на диване и в домашнем кресле. 

Минусов оказалось куда как меньше, но и без них не обошлось. Например, ребята высказывали и опасения, что технологии лишают их живого общения. А ведь это может повлиять на социализацию ребенка в будущем. Кроме того, некоторые убеждены: заочные знания могут быть неполными, ведь нет возможности в любой момент задать вопрос преподавателю и получить исчер­пывающий ответ. 

Впрочем, если быть точными, пока это своеобразный взгляд в будущее. Да, к дистанционному обучению, которое есть практически в каждом вузе, мы привыкли. Но это — занятия, как правило, направленные на одного студента. Сетевые уроки рассчитаны на большую аудиторию. И в Беларуси они делают, пожалуй, первые шаги. 

В самом БГПУ им. М.Танка по сети можно учить разве что физику — такие занятия проводит физико-математический факультет вуза. На факультете социально-педагогических технологий БГПУ, где учатся девушки, ничего подобного пока нет — возможно, в перспективе, надеются они. 

— На факультете открылся ресурсный центр с электронными материалами, — делится информацией Виктория Верамейчик, — чтобы в будущем наладить дистанционное обучение, с прослушиванием лекций онлайн, проведением конференций.

И все же студентам хотелось бы большего. Например, послушать мнение других людей, с которыми нельзя встретиться лично, быть в курсе различных нововведений. «Для саморазвития это очень полезно», — убеждены они. 

В будущем социальные педагоги, девушки надеются, что онлайн-программы им помогут. Например, связываться с родителями школьников, которые не всегда могут прийти в школу для общения с педагогом. 

— В нашей работе такая связь — это очень удобно, — говорит Виктория Верамейчик. — Я бы с удовольствием ее использовала. Особенно если буду работать в районе. Кстати, она дала бы возможность советоваться с другими преподавателями, коллегами-педагогами, обсуждать спорные вопросы в режиме онлайн.

Однокурсники с девушками солидарны: электронное обучение дает больше возможностей в образовании. И интернет, считают они, не используют в полной мере — многие зациклились на развлечениях. 

— А ведь здесь такой развивающий потенциал! — удивляется подобной недальновидности Анна Михаленко. — И я уверена: если использовать интернет в сфере образования и развития, то он может быть более эффективным.

Справочно

Рынок онлайновых образовательных услуг устойчиво растет. Например, на факультете подготовки учителей Техасского университета в Эль Пасо (США) около 50% основных учебных курсов ведутся в онлайн-формате. С целью расширения онлайн-услуг ведущие университеты мира создают консорциумы массовых открытых дистанционных курсов, чтобы инициировать специальные программы в поддержку разработки и проведения онлайн-курсов, а также развития новых инструментов для онлайновых обучающих систем. Однако некоторые скептики заявляют, что массовые открытые дистанционные курсы не являются панацеей. В институте Гэллапа, например, провели опрос президентов нескольких университетов США, участвующих в распространении таких курсов. Основные его выводы таковы: 54% участников несколько не согласны или не уверены в том, что курсы способствуют продвижению творческих педагогических стратегий. Более того, 83% участников не согласны или не уверены в том, что они улучшают показатели обучения всех студентов.

Мнение

Сергей ГРИГОРЬЕВ, член-корреспондент РАО, профессор, доктор технических наук, директор Института математики и информатики, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета:

— Когда мне говорят об электронном образовании, я люблю задавать один вопрос: а готовы ли вы лечиться у врача, подготовленного таким образом? Обычно все отвечают одинаково — отрицательно. В связи с этим возникает одна главная задача — о границах применимости такого обучения. На мой взгляд, в таком формате могут проходить, например, практические занятия по химии. Но есть занятия, для которых хорош личный контакт, и ничто этого не заменит. Я за образование с элементами электронного обучения. 

veraart14@mail.ru

Фото abituranet.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter