Семь лет отмерь?..

Эксперимент по стройсбережениям выявил недостаточность законодательной базы

Когда белорусы получат ответ на свой квартирный вопрос

Людей, готовых сразу же выложить нужную сумму за новую квартиру, в Беларуси немного. По некоторым оценкам, таких едва ли 1—2 % от всех желающих. Тем, кто не может похвастаться толстым кошельком, решить свой квартирный вопрос сложнее.

Наиболее экономически активная часть населения остается за бортом реальных возможностей – платить по 25—27 % годовых за кредит многим просто не под силу. Хотя люди это в основном не бедные: они покупают дорогие импортные машины, ездят отдыхать за границу, в общем, вывозят из страны валюту. А могли бы распорядиться своими средствами иначе: например, обзавестись собственным жильем и заодно поддержать отечественных строителей. Именно на таких потребителей рассчитана система строительных сбережений. Ее идея – сначала человек делает накопления в банке, а через определенное время ему добавляют недостающую сумму на приобретение или строительство жилья в виде кредита по «гуманным» ставкам.

Некоторые белорусы (их, правда, совсем немного) уже опробовали систему на себе, приняв участие в эксперименте «Беларусбанка». Мнения по поводу его успешности разделились, но главный вывод сделать удалось: без серьезной законодательной базы механизм так и не наберет оборотов скоростного поезда, а останется телегой на скрипящих колесах. Однако проект закона о строительных сбережениях, который обсуждался на парламентских слушаниях в ноябре прошлого года, оказался, по мнению законодателей, выхолощенным и нежизнеспособным. Документ отправили на доработку, а заниматься этим должна межведомственная рабочая группа, которую возглавил первый заместитель министра архитектуры и строительства Михаил Абрамчук.

И все же система строительных сбережений в Беларуси несколько напоминает сироту, живущую у дальних родственников: все относятся с жалостью и пониманием, но особой любви не испытывают. Хотя вроде бы выигрывают все… Государство получает дополнительный источник финансирования строительства, банки – длинные деньги, строители, по меньшей мере, остаются при своем. Что касается потребителей услуги, то они в первую очередь должны проникнуться всеми преимуществами, которые им дает нововведение. Например, расчеты показывают, что стандартная двухкомнатная квартира стоимостью 96 млн. рублей даже по льготным ставкам в течение 20 лет обрастает процентной «добавкой» в виде 47 млн. рублей. При тех же условиях, но по системе стройсбережений, покупателю уже придется доплатить только 17 млн. рублей. Но это в идеале. Опыт «Беларусбанка» как раз и вскрыл те слабые места, которые предстоит усилить законодательно. Например, как застраховать деньги вкладчиков от повышения стоимости «квадрата»? Или что делать, если человек выполнил свои обязательства по накопительному этапу, а нужную сумму кредита не может получить ввиду недостаточно высокой зарплаты? В Беларуси чуть более 9 тысяч человек решились на этот эксперимент, из них 1,2 тысячи уже получили кредит. Большинство участников программы «Беларусбанка» накопительный период свели к минимуму – до 3 лет, а некоторые и вовсе решили воспользоваться возможностью внести всю депозитную часть сразу, чтобы претендовать на кредит уже через 19 месяцев. Сроки небольшие, но и ежемесячный взнос получается не маленький: например, если за 3 года нужно собрать около 30 млн. рублей, то в месяц придется вносить почти по миллиону. Благо что сберегательная и кредитная часть разделены в пропорции 25:75, хотя большинство стран практикует 50:50.

В том виде, в котором система существует сегодня, она рассчитана на людей более-менее состоятельных, которые могут за небольшой срок собрать вполне приличную сумму. И к тому же достаточно смелых, поскольку даже за 3 года стоимость «квадрата» может заметно вырасти. Поэтому специалисты указывают, что гарантия сохранности таких квартирных вложений – самый важный вопрос, который должен быть закреплен законодательно. Это показывает и зарубежный опыт: механизм работает при условии государственной поддержки накоплений граждан в виде специальных премий, которые ежегодно начисляются вкладчикам, выполняющим свои обязательства. Эти суммы должны покрыть рост цен именно в жилищном секторе. Как рассчитать эту «квадратную» инфляцию? Тут есть где развернуться силе мысли отечественных ученых-экономистов, тем более что зарубежный опыт достаточно многообразен… Эксперты подчеркивают: государственные премии особенно важны на начальном периоде действия системы. В конце концов, на кону не просто сомнения рядовых граждан, а будущее отрасли, которую окрестили «локомотивом» всей экономики. Однако именно вопрос, где взять деньги на поддержку строительных сбережений, тормозит сегодня конструктивный диалог разных ведомств. Заместитель премьер-министра Виктор Буря во время парламентских слушаний указывал на необходимость перераспределить в пользу стройсбережений средства в бюджете, предусмотренные на компенсацию кредитов по сниженным ставкам. Кстати, в нынешнем году это огромная сумма, соотносимая с расходами на образование. Но почему-то переложить финансы из одного кармана в другой не получается. Надо заметить, что наполняется республиканская «копилка» в немалой степени за счет тех людей, которые активно работают, исправно платят налоги и, возможно, хотят обзавестись жильем по приемлемым ставкам кредита. После принятия закона о стройсбережениях эксперты не ожидают массового наплыва желающих принять участие в таких программах, напротив, боятся, что преодолеть стереотипы в мышлении будет сложнее всего. Поэтому больших сумм на стимулирование вкладчиков, может быть, в первые годы и не понадобится. Принять закон, «расшевелить» население, подождать, пока оно накопит денег, и лишь затем финансовый поток пойдет строителям – на это может уйти не менее 5—7 лет. Во всяком случае, есть надежда, что у населения со средними доходами появится эконом-шанс получить ответ на свой квартирный вопрос.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter