21 апреля — Радоница

Секреты древних курганов

Календарь и традиции
21 апреля — Радоница.

26 апреля — в православных храмах вспоминают жен–мироносиц.



Наступает вторая послепасхальная неделя, когда на девятый день после Пасхи отмечается Радоница (у нас часто произносят — Радуница) — поминание предков. Несмотря на сложившиеся общие традиции в проведении Радоницы, в каждом белорусском регионе она отмечена еще и какими–то местными особенностями. Так, например, на территории центральной Минщины до сих пор принято посещать могилы еще до Вербного воскресенья и хотя бы немного прибрать их, если позволяет погода. На саму «Вербную нядзельку» многие приходят на кладбище с веточками вербы и слегка ударяют ими о могильный холмик — как бы в знак приветствия. Ну а к Пасхе все должно быть «даглеждана» на самом высоком уровне, иначе получишь осуждение со стороны односельчан и будет просто стыдно. В большинстве своем поминальные обряды носят семейный характер, и, готовя праздничные блюда, люди хотят сделать участниками торжественной трапезы и своих ушедших в иной мир родных. Поэтому присутствующие за поминальным столом, в доме или на кладбище, обращают внимание на все происходящее вокруг: дождь, ветр, солнечные лучи, облака, прилетевшую вдруг птицу, мотылька или стрекозу, проросший на могиле цветок, даже шорох и шум. Во всем этом люди видят некие особые знаки, посланные им из самого дальнего далека... И свеча вечером зажигается за столом с тем, чтобы указать душам предков, где их дом, чтобы не блуждали в темноте, а могли прилететь, обогреться и поесть. Иногда такие свечи ставили на подоконниках — причем не только у нас, но и у многих западноевропейских народов: например, ирландцев, англичан. Когда–то даже существовала традиция разжигания огней и костров перед поминальными днями.

В Беларуси многим известны большие курганы. И у этих курганов обычно есть какая–то своя история, легенда. Курган — насыпь, надмогильный холм из земли и камней — известен народам всех континентов, кроме Австралии. Обычай возведения курганов появился примерно в IV — III тысячелетии до нашей эры. У нас в южных регионах курганы появились в эпоху бронзы и раннего железного века, известны курганы периода Средневековья и более поздние. В народе практически все курганы имеют собственные названия: «Валатоўк», «Курганкi», «Капцы», «Шведскiя магiлы», «Французскiя магiлы», «Дзявоцкiя магiлы», «Старыя кладнi», «Гуслiшча», «Цымбалы», «Старыя горы»... Как гласят предания, под земляной насыпью лежат воины–«асiлкi», «волаты», которые были наделены огромным ростом и неимоверной силой. И якобы в особые дни на курганах появляются огни или даже «магутныя» фигуры людей, иногда — всадника на белом коне. Говорят, что это воины стерегут «скарбы». В конце 60–х годов в одном из таких курганов на поле по Брестскому шоссе, возле деревни Василевщина, мальчишки, стараясь добраться до норы барсука, действительно обнаружили настоящий военный клад: в верхнем слое — оружие, спрятанное партизанами в Великую Отечественную войну, а в нижнем — времен наполеоновской войны 1812 года. По преданиям, воины, лежащие в курганах, берегут покой своей земли и благодарны тем, кто их помнит. Но если забудут, то в трудную годину не встанут они на подмогу своим потомкам. До начала ХХ ст., прежде чем идти к своим родным могилам, люди заходили «на курганы» и тоже приносили туда красные яйца, колбасы и обязательно «белый сыр». В некоторых местах плели гирлянды из веток и цветов и украшали ими курганы. Хороший обычай. Может, оттого наши люди стараются ухаживать и за соседней могилкой, если никто из родных не приходит, не зарастают погосты. В каждой семье есть кого вспомнить, у каждого свои особые даты, своя родословная. У каждого — своя память, но существует и наша общая память.

Советская Белоруссия № 73 (24703). Пятница, 17 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter