Секреты «черного ящика»

Система контроля за выручкой кофематов: плюсы и минусы

Система контроля за выручкой торговых автоматов помогла вендинговому бизнесу

С 1 июля нынешнего года Министерство по налогам и сборам внедрило в Беларуси новую систему контроля за выручкой торговых автоматов. Проще говоря, опустил покупатель купюру в аппарат, покупая стаканчик кофе, а в налоговой службе уже об этом осведомлены. Покупатели нововведений не заметили, а вот представители бизнеса не прекращают бить тревогу по поводу установившегося «тотального» контроля за их деятельностью. Впрочем, наряду с теми, кто продолжает быть категорически против введения подобных технологий, есть и те, кто сумел понять, как извлечь для себя от технической новинки пользу.

Прибыль без утайки

Во всем мире вендинговый бизнес считается весьма прибыльным. В Японии, США, Европе количество торговых автоматов исчисляется миллионами. В России работают пока около 50—55 тыс. автоматов, но эксперты прогнозируют значительный рост бизнеса в ближайшие годы, ведь его рентабельность составляет в среднем около 20 %. Для сравнения: рентабельность обычной розничной торговли в нашей стране, по данным статистики, едва дотягивает до 5 %. В Беларуси пока, по приблизительным подсчетам, работают около 2—3 тыс. аппаратов, но свою индустрию субъекты вендинга также называют одним из перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса. Вместе с тем там, где есть прибыль, появляются предпосылки для ухода в «теневые» схемы. Как рассказывает начальник Главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Владимир Муквич, результаты недавнего мониторинга, проводимого налоговой службой, показывают, что сегодня есть немало случаев превышения реальных объемов выручки торговых автоматов по сравнению с той, что вендинговые компании «декларируют». «В отдельных случаях данные различаются в 12 и более раз», — говорит специалист. При этом он сокрушенно констатирует: «Есть и другие нарушения. Вообще, розничная торговля с применением торговых автоматов долгое время оставалась одной из самых сложных сфер как в вопросах контроля за объемами выручки, так и в части надзора за безопасностью для жизни и здоровья граждан. На нее до сих пор не распространяются, например, требования обязательной государственной гигиенической регистрации, оценки и подтверждения соответствия».

Понятно, что важную роль для выживания и развития бизнеса играет его доходность. Здесь сокрыты и резервы для инвестиционной активности, и новые рабочие места, и качественно новый уровень сервиса, и благосостояние самих бизнесменов, в конце концов. Но вряд ли можно искать потенциал для развития бизнеса лишь в том факте, что выручку торгового автомата, в отличие от любого иного места розничной торговли, трудно контролировать. Уменьшил выручку, сократил сумму налогов — вот и деньги дополнительные появились. Но найти общие подходы к определению доходности бизнеса у его руководителей и налоговой службы так и не удалось за долгое время. Как результат, появилось совместное постановление Совмина и Нацбанка от 6 июля 2011 г. № 924/16, в соответствии с которым с 1 июля 2012 г. все владельцы торговых автоматов должны при оплате потребителями реализуемых в них товаров, работ и услуг принимать наличные деньги с применением встроенного кассового оборудования, регистрирующего и учитывающего принятые деньги, а также печатающего чек. Вот уже больше месяца, как системы контроля торговых автоматов (СКТА) в почти полутора тысячах автоматов выполняют свои непосредственные функции.

Владимир Муквич объясняет: «Помимо контроля, который осуществляет налоговая служба, система реализует возможность предоставления владельцу торговых автоматов различных статистических отчетов о выручке. Во-первых, он удаленно получает оперативную достоверную информацию о выручке по каждому торговому автомату в любое время суток. Во-вторых, может минимизировать затраты на их обслуживание за счет оперативного получения информации о сбоях в их работе, быстрого устранения возникающих проблем и восстановления работоспособности автомата».

Бонусы для бизнеса

Алла Кухарчик, заместитель директора ООО «Мирный спорт», владеющего двумя торговыми автоматами, поначалу не могла понять причину существенных расхождений между информацией, на которой «настаивала» только что подключенная система контроля, и той наличностью, что привозили операторы. Работникам в компании привыкли доверять, ведь поводов к недоверию они никогда прежде не давали. Решила, что «сбоит» система. Специалисты—разработчики СКТА после жалобы владельца и полной инкассации торгового автомата опломбировали его на несколько дней и потом снова проверили выручку. Сумма наличных денег до копеечки совпала с показаниями системы. И совсем неудивительно, что после такой проверки случаи несовпадения наличной выручки и информации о ней в СКТА «вдруг» прекратились.

С подобной проблемой сталкиваются многие владельцы торговых автоматов. В их числе Василий Торлин, директор ООО «Мистер Вендинг», сеть торговых автоматов его компании в Минске и других городах страны охватывает почти 150 устройств. «Необходимость лучшей организации бизнеса была очевидной. Оператор рано или поздно начинает «вмешиваться» в денежную выручку. Есть, конечно, исключения. Но, пожалуй, ни один руководитель не доверяет на 100 % своим операторам — всю они сдают выручку или нет. Можно контролировать работу автоматов и без СКТА — эффективность такой работы зависит от самой организации. Но видеть на своем персональном компьютере, как работают сразу более ста автоматов, — это удобно. Можно сказать, что крупные вендинговые предприятия такую систему долго ждали», — говорит специалист.

У СКТА обнаружили даже те достоинства, которых первоначально никто, включая разработчиков системы, не ожидал. Оказалось, что общее подключение торговых автоматов к системе контроля способно выровнять конкуренцию среди самих предпринимателей и вывести на чистую воду тех из них, кто до 1 июля мог неведомым остальным предпринимателям способом устанавливать крайне низкие цены на товары, реализуемые посредством торговых автоматов. Возьмем, к примеру, кофе-машины. Только представьте: стоят неподалеку друг от друга два автомата, внешне похожие. Но цена стаканчика кофе в одном значительно ниже, чем во втором. Хозяин второго автомата удивляется: невозможно работать рентабельно при такой цене. «Возможно», — хитро улыбается владелец первого автомата и регулярно ввозит в страну без уплаты таможенных пошлин кофе и другие ингредиенты. Сейчас, когда СКТА отслеживает количество продаж, произведенных автоматом, стало возможным оценить расход ингредиентов и понять, насколько легально работает его владелец.

Теперь доступно многое: узнать, не замялась ли купюра в купюроприемнике, работает ли в штатном режиме автомат… При помощи оперативной информации СКТА владельцы торговых автоматов, например, могут дать аргументированный отказ тем, кто прежде требовал возврата купюр, которые якобы «проглотил» торговый автомат, не продав при этом товар. До появления СКТА звонки предпринимателям с подобными претензиями были весьма нередкими.

«Ничего подобного прежде не делалось»

Перечисленные возможности СКТА появились благодаря усилиям разработчиков — специалистов РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». Как они гордо замечают, «система прогрессивная, и ничего подобного за столь короткие сроки прежде в стране не делалось». Разработана и внедрена система была фактически за год, но сжатые сроки не сказались на качестве продукта. Как рассказывает начальник управления информатизации РУП ИИЦ Татьяна Жизневская, и система контроля в целом, и электронное устройство (модуль), встраиваемое в торговый автомат и передающее данные о выручке в центр обработки данных, отвечают всем требованиям по защите информации. «Сам модуль невелик по размерам и не создает никаких проблем при эксплуатации автомата, а при необходимости снять и переустановить его с легкостью сможет сам хозяин аппарата. Модуль совместим практически со всеми видами работающих на белорусском рынке торговых автоматов», — поясняет она.

Разработчики старались минимизировать расходы, которых потребует от владельцев торговых автоматов подключение к СКТА. Работы с привлечением сторонних организаций производились на конкурсной основе. Был выбран оптимальный тариф у одного из операторов мобильной связи. В результате залог за электронное устройство (он взимается при установке модуля) оказался ниже стоимости самого дешевого кассового оборудования, используемого на территории Беларуси. Но за эти деньги владельцы торговых автоматов получают устройство, обладающее свойствами передачи данных, взаимодействия с центром обработки данных и предоставления защищенного доступа к информации. Стоимость его ежемесячного обслуживания по своей величине сопоставима со стоимостью обслуживания, например, кассового оборудования, повсеместно используемого в розничной сети. Подключение оборудования — самая маленькая величина в расходах предпринимателя и до сих пор ни у кого не вызвала нареканий.

«Система нравится, неудобств от ее эксплуатации пока не выявили, — поясняет Алла Кухарчик. — Если говорить о стоимости, то дороже всего обходится само устройство, но это — залоговая стоимость, сумма которой к нам вернется в случае, если мы захотим отключить оборудование. Ежемесячный платеж мог бы быть и меньше, но, с другой стороны, кассовый аппарат, с которым мы работаем в рознице, и счетная машинка обслуживаются за сопоставимые деньги. Да и организация контроля помогла повысить выручку».

Василий Торлин, директор ООО «Мистер Вендинг», рассуждает с позиции руководителя крупного бизнеса: «По нашему заявлению нам была предоставлена рассрочка на подключение к системе контроля на шесть месяцев. Все подключить сразу (больше ста автоматов) — это недешево. Но для крупных вендинговых компаний система является большим плюсом с точки зрения учета и контроля за работой сети автоматов. Хотелось бы, чтобы налоговая служба учитывала индивидуальные особенности субъектов хозяйствования — крупных и мелких, предусматривалась большая гибкость в ценообразовании, предоставлялись скидки и т.д. Думаю, такой подход станет возможным, ведь благодаря СКТА налоговая служба будет знать реальные доходы компаний и видеть динамику их изменения».

В налоговой службе искренне надеются на то, что полезные свойства СКТА с большим запасом перевесят ее возможные недостатки. Одной же из главных особенностей системы, по убеждению Владимира Муквича, является то, что она направлена на предупреждение, профилактику нарушений действующего законодательства. «Появление СКТА не станет мерой, «утяжеляющей» налоговое администрирование», — резюмирует он.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter