Министр связи и информатизации рассказал о развитии ИКТ в Беларуси

Сегодня и завтра

Сегодня работники радио, телевидения и всех отраслей связи — а это около 110 тысяч специалистов сферы информационно–коммуникационных технологий и почтовой связи, в том числе более 40 тысяч работников, входящих в систему Министерства связи и информатизации, — отмечают профессиональный праздник. В такие дни принято не только загадывать на будущее, но и оценивать масштабы проделанной работы. Что же мы имеем? Связь в нашей стране развивается весьма и весьма успешно. Подтверждение тому мы находим во многих глобальных рейтингах. Например, в рейтинге Международного союза электросвязи по индексу развития ИКТ наша страна за последние пять лет поднялась на 14 позиций — до 36–го места. Мы заявили о себе как о серьезном игроке на мировом рынке с большими перспективами. О них подробнее рассказал гость нашей редакции — министр связи и информатизации Сергей ПОПКОВ.



— Сергей Петрович, какие наработки в ИКТ позволили занять нам такое высокое место в рейтинге Международного союза электросвязи?

— Еще десять лет назад нас оценивали только по количеству телефонных аппаратов на 100 жителей, сегодня же, когда новые технологии в стране появляются каждые 2 — 3 года, мы говорим о широком спектре услуг — это и телефония, и телевидение, и цифровое радиовещание, интернет, различные интернет–приложения, которые позволяют расти экономике. На долю сферы ИКТ, по предварительным итогам прошлого года, приходится 3,3 — 3,4 процента в ВВП страны. Через пять лет, к концу реализации Госпрограммы развития цифровой экономики и информационного общества до 2020 года, мы должны достичь 3,8 — 4 процентов. Много это или мало? Цифры соизмеримы с российскими прогнозами. К слову, во всем мире порядок цифр примерно одинаков.

— Вы упомянули Госпрограмму развития цифровой экономики и информационного общества. Что принципиально нового в ней заложено?

— Программа состоит из трех частей. Во–первых, речь идет о создании и дальнейшем развитии инфраструктуры телекоммуникаций, во–вторых, о цифровой трансформации, куда входит ряд основополагающих проектов для нашей страны: например, Белорусская интегрированная сервисная единая расчетная система (БИСРС), портал открытых данных, национальная система безбумажной торговли и другие. Скажем, БИСРС будет включать в себя внутренний электронный паспорт с идентификацией гражданина и саму расчетную систему, куда войдут карточка социального страхования, различные платежные инструменты, увязанные с ЕРИП. Мы начинаем реализовывать этот проект, думаю, завершим в 2018 году. Финансирование есть, оно открыто.

Еще одна часть программы касается цифровой экономики — решения отраслевых задач информатизации всех ведомств нашей страны. Сюда относится полный охват тех же поликлиник электронными услугами. Это позволит работать в полную силу электронному правительству. Последняя оценка Международного союза электросвязи при ООН 2014 года по индексу готовности к электронному правительству показала: наша страна занимает 55–е место из 193. Граждане готовы пользоваться такой возможностью, создается необходимая инженерная инфраструктура, а вот над самими электронными услугами нам нужно поработать. По этой позиции мы на 104–м месте, в ближайшие годы нужно подтянуться.

Кстати, цена программы 12 трлн рублей. Она — инструмент реализации Стратегии развития информатизации в нашей стране на период с 2016 по 2022 год.

— Сергей Петрович, сколько пользователей интернета и сотовой связи насчитывается сегодня в стране?

— Абонентов сотовой — более 11,5 млн. Нужно понимать, что у некоторых граждан на руках по 2 — 3 сим–карты. Около 10 миллионов пользователей насчитывает интернет. Около 3 миллионов выходят в сеть со стационарных компьютеров, еще примерно 7 миллионов — с мобильных телефонов. Интернет разгоняется. МТС совместно с компанией «Белорусские облачные технологии» уже предлагает 4G. Думаю, в течение мая velcom и life:) присоединятся к перспективному и востребованному проекту. Судите сами: после появления новинки 150 базовых станций в феврале качали порядка 200 терабайт информации. Сегодня только Минск потребляет около тысячи терабайт. Мы должны успевать по времени, чтобы наши технологии могли пропустить такие объемы трафика.



— Кстати, недавно закончилась выставка «ТИБО–2016». Какие инновационные проекты, представленные там, вы бы отметили?

— На выставке презентовали проект 4,5G, который, думаю, в 2017 — 2018 году будет активно продвигаться в стране. Хочу отметить: мы ушли от показа «железа», что было на выставках 10 — 15 лет назад, сегодня мы демонстрируем перспективы завтрашнего дня на базе существующих технологий. Ведь интернет вещей активно развивается, и нам нужно быть готовыми к этому.

— Что такое интернет вещей? Речь идет об использовании мобильных устройств?

— Это обмен информацией между различными устройствами, минуя человека. Одно из них — мобильные платежи. В Швеции есть магазины без обслуживающего персонала. В целом приложений «ума палата». В том числе концепция «умного дома», которая потом трансформируется в «умную улицу», «умный город» с различными приложениями видеонаблюдения, общественной безопасности.

— И все это нужно будет где–то хранить. Здесь на помощь должны прийти облачные технологии...

— Они уже есть у нас. «Белтелеком» работает на этом рынке 4 — 5 лет, центры хранения данных были у сотовых операторов. Но они были разрозненными. Поэтому в начале года ввели в эксплуатацию один из мощнейших в Восточной Европе центр по обмену данными. Чтобы вы понимали масштабы: он потребляет 7 мегаватт электроэнергии, как средний райцентр. Назначение центра — минимизировать затраты госорганов и бизнеса на хранение и обработку информации. Сегодня малому предприятию не обязательно иметь бухгалтера или специализированные программы бухучета. В облачных технологиях может выделяться специальный ресурс для организации, который будет обрабатывать данные. Кстати, компания МТС предлагала эти услуги два года назад. Они, как видим, развиваются дальше. К тому же облачными технологиями могут пользоваться и обычные граждане. Центр сертифицирован по так называемому международному стандарту TIR3, который имеет наивысшую степень безотказной работы.

— Громкие проекты в сфере связи в последнее время на слуху. Среди них — запуск с космодрома в Китае нашего первого коммерческого спутника связи. Что это нам даст?

— Спутник стартовал в январе 2016 года. Он имеет мощности скорости под 1,5 гигабита в секунду, работает на 38 приемопередатчиках. В основном он нацелен на расширение экспортного потенциала страны, хотя ряд транскодеров будет использоваться для нужд Беларуси. Созданный национальный оператор спутниковой связи активно работает по продажам ресурса спутника. Мы оказываем содействие оператору в организации встреч и переговоров с международными компаниями. Думаю, в ближайшее время можно будет сказать об уже заключенных контрактах. Центр же может быть резервным центром управления для спутников иных государств. При успешной реализации проекта Президент поставил задачу рассмотреть возможность запуска второго и третьего спутника на новые орбиты.

— Давайте вернемся к земным, так сказать, вопросам. Мобильные операторы неоднократно высказывали желание тарифицировать мессенджеры, которые позволяют совершать бесплатные или почти бесплатные звонки в любую точку мира, где есть интернет. Какую позицию в этом вопросе занимает министерство?

— Эта проблема глобальная, ее изучают в том числе на уровне Международного союза электросвязи. С одной стороны, абоненту такое положение дел выгодно. Но надо понимать, что мессенджеры вымывают оборотный капитал операторов, которые строят эти сети. Когда основной доход идет от услуг голоса, передачи данных, они теряют эти доходы и не могут реинвестировать деньги в дальнейшее развитие сетей. В результате могут пропасть и платные, и бесплатные услуги. Мы будем искать золотую середину, чтобы не обидеть клиентов, привыкших к подобному сервису, и поддержать операторов.

— Золотую середину сейчас ищут и в вопросе роуминга между странами Евразийского экономического союза. Недавно стороны договорились продолжить снижение стоимости звонков, очередное, ожидается, произойдет в следующем году. Когда же звонить родственникам в Россию станет заметно дешевле?

— Некоторое удешевление звонков уже есть. Нужно понимать, что к нулю мы никогда не придем. Связь в роуминге имеет две составляющие платежа. Один — внутри страны. Второй — встречному оператору, в валюте. В любом случае конечная цена зависит от договоренности операторов. В Душанбе 23 — 26 мая будет встреча глав администрации связи бывшего Советского Союза, там в том числе будем обсуждать эту проблему, искать вариант, выгодный всем сторонам. Очевидно: операторам нужно быть лояльными к абонентам, учитывать их интересы.

— Спасибо за интервью!

druk@sb.by

Советская Белоруссия № 86 (24968). Суббота, 7 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter