Белорусские достижения не затерялись на ВДНХ в Москве и привлекают к себе все больше внимания

Себя показать

Обновленный по поручению Александра Лукашенко белорусский павильон на московской ВДНХ в последние полгода занял место в ряду самых известных и эффективных демонстрационных площадок нашей страны за рубежом. Корреспондент «Народной газеты» заглянул в историю легендарной выставки и сравнил прошлое с настоящим.


С сельхозуклоном

История белорусского павильона — история самой ВДНХ. Впрочем, в 1934 году, когда зародилась идея организации в столице СССР грандиозной выставочной площадки к 20-летнему юбилею Октябрьской революции, она получила название ВСХВ — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.

Первое здание на месте, где сейчас находится наш павильон, возвели к началу выставки в 1937-м. Оно было деревянным, покрытым штукатуркой. В нем разместился павильон Белорусской ССР, Западной, Калининской, Ивановской и Ярославской областей. Но уже через год его реконструировали и целиком отдали под экспозицию БССР.

Когда началась Великая Отечественная, выставка закрылась, но и после войны возобновила работу не сразу, ее сооружения понемногу приходили в негодность. 6 апреля 1949 года Совет министров БССР принял постановление № 340 «О проектировании павильона Белорусской ССР на ВСХВ в г. Москве». Руководство республики смотрело далеко вперед: реконструкцию выставочной площадки приурочили к началу работы ВСХВ, которое было намечено на август 1954-го.


Авторами проекта нового здания белорусского павильона стала семья архитекторов — Григорий Захаров и Зинаида Чернышева. Его возвели уже в камне и доминировавшем тогда стиле «сталинской эклектики». Увенчала здание монументальная скульптура «Родина-мать», созданная белорусским скульптором Андреем Бембелем. В отличие от скульптуры Вучетича со схожим названием «Родина-мать» Бембеля олицетворяет созидание — в ее руках венок и сноп колосьев.

Возвращение на круги своя

В середине 1960-х при реконструкции ВДНХ белорусский павильон был переделан в отраслевой и стал называться «Электротехника». Поэтому национальную принадлежность сооружению пришлось возвращать уже в XXI веке.

— Для меня, моей работы белорусский павильон значим в том плане, что когда-то мы (еще во времена Бориса Николаевича Ельцина) с Назарбаевым очень жестко поставили вопрос перед Россией, чтобы ВДНХ была, как в Советском Союзе, чтобы там были представлены все республики, — вспоминал Александр Лукашенко историю возобновления работы этого объекта на совещании по совершенствованию рекламно-выставочной деятельности, состоявшемся 13 июня 2022 года.


Президент потребовал, чтобы эта белорусская площадка демонстрировала лучшие достижения нашей страны:

— Должны быть наши продукты, которые мы производим, — от продуктов питания до техники. И реализованы, насколько это возможно. А также заключены контракты. Эффективность должна быть этого белорусского центра, за который я, подчеркиваю, боролся.

В том же 2022 году выставочные площади были реконструированы. Территорию павильона заняли ведущие белорусские бренды. И поток посетителей заметно вырос.

Учитывая, что ВДНХ на втором месте по туристической посещаемости в Москве после Красной площади, не использовать такую возможность было бы просто преступно, убежден посол Беларуси в России Дмитрий Крутой:

— Мы, естественно, навели здесь порядок. Два президента согласовали, что у нас, помимо неких общих сведений о нашей стране, будет торговая составляющая. Они договорились, что здесь будут в основном ­новинки наших крупнейших предприятий, брендов, узнаваемых предприятий, продукцию которых любят россияне, чтобы они на месте знакомились с топовыми белорусскими новинками. И мы увидели кратное увеличение потока людей. Наш павильон получил грамоту руководства выставки за проделанную работу. Этот кусочек Беларуси мы решили использовать по максимуму.


Место важных встреч

В ноябре прошлого года на ВДНХ открылась крупнейшая Международная выставка-форум «Россия». Соответственно, встал вопрос: чем дополнительно наполнить белорусский павильон? В итоге было решено на несколько месяцев переместить в Москву часть выставки «Беларусь интеллектуальная», которая до этого проехала по всем регионам нашей страны.

Президент принял решение, что упор нужно сделать на науку и инновации в разных сферах — начиная от микроэлектроники и заканчивая даже историей, на наши совместные разработки с Российской академией наук. И это имело успех. Было заключено множество контрактов, наш павильон посетили около 10 губернаторов и 20 заместителей губернаторов с делегациями. Для них многие вещи стали абсолютным открытием. И тут же состоялись переговоры, были заключены хорошие контракты на будущее, — констатировал Дмитрий Крутой.


С нового года лучшие площади белорусского павильона отданы регионам Беларуси — каждой области и Минску выделяется примерно месяц, чтобы представить свою лучшую продукцию и туристический потенциал, встретиться с российскими партнерами, подписать соглашения. Уже состоялись презентации Брестской, Витебской, Гродненской и Могилевской областей.

По мнению генерального директора ЗАО «Белорусский торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр» Геннадия Романенко, одним из главных преимуществ при проведении презентаций на московской площадке стоит назвать возможность непосредственного контакта с потребителями. Помимо представления товаров, технологий и прочего, одним из важнейших направлений он считает туристическое:

— Каждый регион, демонстрируя свои достижения, обязательно предусматривает стенд, посвященный достопримечательностям и туристическим маршрутам. Даже если не продать путевку «здесь и сейчас», возможность ответить на вопросы потенциальных гостей дорогого стоит. В частности, о том, что в том или ином месте можно посмотреть. Ведь многие едут на личном автотранспорте и хотят как можно больше узнать о нашей стране.


МНЕНИЕ

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ, Государственный секретарь Союзного государства:

— На легендарной ВДНХ, в павильоне Беларуси, которому десятки лет, проходят презентации всех белорусских регионов в то время, когда на Международной выставке-форуме «Россия» представлен потенциал всех 89 субъектов Российской Федерации. И это единение, единство подходов и замыслов Владимира Путина и Александра Лукашенко еще раз подтверждает систему особых отношений между нашими странами. Здесь открывается новая традиция, не просто российско-белорусская, а традиция подтверждения нашей совместной истории.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Если в 2017-м здесь побывало 485 тысяч гостей, то в 2023-м — 1,2 миллиона. При этом, судя по конверсии продаж, многие приходят сюда целенаправленно, чтобы что-то приобрести. В топе потребительских симпатий обувь, одежда, чулочно-носочные изделия, лен, посуда и многое другое.

Выставленный у павильона автомобиль БелАЗ занял второе место после колеса обозрения «Солнце Москвы» в топе достопримечательностей 2023 года на ВДНХ.



korotkin@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter