Сделайте себе экслибрис

"Знаешь ли ты, что такое экслибрис?" - спросил я у одной своей приятельницы.
"Знаешь ли ты, что такое экслибрис?" - спросил я у одной своей приятельницы. К моему превеликому удивлению, ответа не последовало... Знакомая, наверное, подумала о каком-нибудь экзотическом лекарстве или парфюме, но, видимо, боясь ошибиться, не решилась на ответ. Я же призадумался: если она - достаточно образованная барышня - не знает, что есть экслибрис, значит... Короче, а не будет ли полезно напомнить об этом друг другу? Однажды проходя по минской улице Карла Маркса, я, как и обычно, зашел на минуту в Дом книги "Веды" - посмотреть, нет ли чего нового из интересующей литературы. Увы, нового ничего не оказалось, только в букинистическом отделе привлекла мое внимание одна небольшая книжечка. На первый взгляд было похоже на довоенное издание, титул гласил: "Exlibris`ы А.Тычыны". Вообще, белорусские издания межвоенного десятилетия - большая редкость, поэтому меня не смутила цена (15.000) и я сразу же приобрел раритет; уже дома, рассмотрев "набытак", понял, что не ошибся. С именем Анатоля Тычины (родился 11 мая 1897 г. недалеко от г. Шяуляя, Литва, умер 22 декабря 1986 г. в Минске) мне уже приходилось встречаться. Это один из тех наших художников, которые сыграли большую роль в становлении белорусского национального искусства в довоенной БССР, пережили сталинские репрессии, Вторую мировую и продолжали творить уже в наши дни. По определению "Энцыклапедыi лiтаратуры i мастацтва Беларусi", Тычина - "один из создателей белорусской советской книжной графики". Действительно, его стиль невозможно не узнать: это выразительные реалистичные формы, контраст цвета и объема и в то же время неповторимый национальный колорит, который не просто бросается в глаза, а чувствуется нутром. Графика Тычины притягивает как магнит. Его же экслибрисы - это концентрация магнетизма. Но что же такое экслибрис? Простите, читатель, я так и не ввел вас в курс дела. Увлекся... Экслибрис (по-латински "ex libris" - дословно "из книг") - это искусно оформленный квадратик бумаги, который надлежит клеить или отпечатывать на обороте обложки книги. Он указывает на принадлежность книги ее владельцу. В старину на книги не печати ставили, а приклеивали экслибрисы: как ни одна женщина не обходится без маленьких изящных украшений, так и книга, считалось, непременно должна иметь экслибрис. Приходится только сожалеть, что ныне наши книги пропитывают краской печатей-татуировок, и хочется надеяться, что экслибрис еще возродится. Ведь даже в начале минувшего века он был еще достаточно популярен. Считается, что первые экслибрисы появились в Германии вместе с книгопечатанием. Причем нескольких типов: гербовые (с фамильной эмблемой владельца), вензельные (с орнаментально выполненными инициалами), сюжетные. Последние стали господствовать с начала прошлого века. На наших землях первые экслибрисы известны с XVII века: их можно найти на изданиях из коллекций Радзивиллов, Сапег, Тышкевичей и проч. Своими экслибрисами известны такие белорусские деятели "нового времени", как библиофилы Бронислав Эпимах-Шипила и Ромуальд Земкевич, ученый Вацлав Ластовский, поэт Александр Прушинский. Но истинный расцвет экслибриса наступил в 20-е годы ХХ века. И здесь впору снова вспомнить о Тычине. Сколько сохранилось книг с экслибрисами Тычины - не знаю. "Exlibris`ы А.Тычыны" были изданы в 1928 году благодаря Белорусскому обществу библиофилов тиражом всего 200 экземпляров. Даже для сегодняшнего дня - мизер, а если учесть, что белорусские книги пускали под нож в 30-е, горели они в 40-е, то, видимо, от тиража осталось немного. В "Exlibris`ах А.Тычыны" собраны его книжные знаки в натуральную величину (иллюстрациям предшествует историко-биографический очерк А.Шлюбского). Всего - 16. Отмечу интереснейшие. Вот экслибрис N 2 некоего В.Залуцкого: как гласит надпись, изображена "старада›няя брама на Нiжнiм рынку м. Менску" (здесь и далее сохраняю орфографию оригинала). Давно уж нет брамы, замка, а память сохранилась... на клочке бумажки неведомого человека! А вот экслибрис Миколы Щекотихина - это уже классика жанра. Описание повествует: "Вэнэра Мiл„ская, якая абвiта скорпi„нам; праз вакно вiдаць Менская ратуша; унiзе з правага боку - монограма "M.S.", а з левага - злучэньне астрономiчных знака› Вэнэры i Скорпi„на. Аздобы на мотывы слуцкiх паясо›". Щекотихин - автор первой академической истории белорусского искусства, сам русский, приехал из Башкирии помогать возрождаться "братнему" народу, а в результате пал жертвой борьбы с "национал-демократизмом" в 30-е... Есть и экслибрис самого Тычины: "на фоне шашак - сымболе шляху ›ласьнiка, жанчына, якая абапiраецца аднэй рукой на чалавечы чэрап, а другой - на разьлiтую бутэльку тушы". Понимай, как хочешь... Особенным является экслибрис краеведа Миколы Каспяровича, фоном на котором выступает карта БССР (без Западной Белоруссии), ее изрезают молнии и стрелы. Отмечу еще эмблему Александра Палееса, сотрудника Белорусского государственного музея, владельца богатой библиотеки с литературой, как объясняется в каталоге Тычины, "па я›рэязна›стве". Здесь "сэрна, - уасабленьне жыцьця, - нясецца мiма я›рэйскiх сынагог i старых будынка› - старога жыцьця - да сьвету i веда› новага жыцьця": кажется, что для этого экслибриса Тычина в качестве прототипа взял одну из картин Шагала и Библию Скорины - такие аллюзии вызывает скомпонованный художником образ. Экслибрис многое повествует о своих владельцах. Некоторых уж и не вспомнить, не разглядеть за запыленным стеклом истории, а маленькие рисунки так много говорят о людях! Книгой Тычины я дорожу как частичкой живой истории. Жаль, что своих собраний книжных знаков не издали такие мастера довоенного экслибриса, как Е.Минин, З.Гарбавец, С.Юдовин, П.Гутковский, Г.Змудзинский, А.Грубэ. А нынешние мастера - В.Целеш, Г.Циханович, А.Кашкуревич, М.Купава, М.Рыжий и другие - еще многое могут сделать. А не помочь ли им - подбросить новые идеи: создайте свой экслибрис. Может, и о вас вспомнят...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter