Высокие стандарты белорусских товаров — залог их конкурентоспособности на мировых рынках

«Сделано в Беларуси» — бренд со знаком качества

Повышение уровня жизни белорусов, стимулирование инициативы, формирование в обществе чувства сопричастности к будущему страны и ответственности за результаты своего труда — это главные акценты 2024 года, которые обозначил Президент. О слагаемых успеха и где недорабатываем? Как нашим производителям занять ниши зарубежных конкурентов? А также какова роль ученых? Как создавать имидж страны? Эксперты обсудили эти вопросы в эфире ток-шоу «Экономическая среда» на телеканале «Беларусь 1».


СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Надо нам будущий год объявлять Годом качества. Все у нас хорошо: и объемы делаем, и спрос на Беларусь колоссальный (мы не успеваем обеспечить спрос России), но у нас еще есть проблемы с качеством. Поэтому качество и еще раз качество. И за это отвечать надо. 

Во время рабочей поездки в Могилевскую область, 29 сентября 2023 года

Посторонних людей нет 

— Беларусь всегда работала над качеством своих товаров. И само по себе качество — это не только товары и услуги, а в принципе качество жизни простого белоруса. Это очень глобальный вопрос, я уверен, что 2024-й, который объявлен Годом качества, затронет все сферы жизнедеятельности нашего государства, — подчеркнул министр антимонопольного регулирования торговли Беларуси Алексей Богданов. 


Он пояснил, почему этот вопрос сегодня настолько актуален:

— Мы видим, что происходит в мире. Если раньше нас кормили вопросами свободной конкуренции, то ее толком нет.
Поэтому завоевать рынки как свои, так и внешние можно исключительно качеством продукции.

Да, в Беларуси есть качественная продукция, но, как говорится, нет предела совершенству. 

— Так устроена наша цивилизация, мы должны улучшать систему работы во всем. И в этом вопросе нет посторонних людей, каждый будет задействован в работе. Только так мы сможем на государственном уровне в глобальном масштабе устоять в этом сложном мире, — акцентировал Алексей Богданов.

Проблемы и вопросы, требующие решения, были, есть и будут в любом государстве. Ряд белорусских национальных стандартов более жесткие по сравнению с некоторыми другими. Генеральный директор Научно-практического центра Академии наук Беларуси по продовольствию Алексей Мелещеня сообщил, что работа по техническим регламентам продолжается и это один из элементов, который также влияет на повышение качества продукции.


Он добавил, что ее развитию способствуют в том числе наука и научно-технические разработки:

— Роль науки во всем мире — находить те новые потребительские характеристики, материалы, компоненты, которые бы удовлетворяли нас. В этой связи основная задача Академии наук — поиск этих новых направлений, проведение экспертизы того, что предлагается на нашем рынке. Также осуществляется постоянная поддержка и помощь нашим производителям. Сегодня наука работает как с высокими технологиями, изучая то, что мировой опыт уже получил, так и адаптацией этого опыта уже в промышленность.

Беларусь может гордиться, например, линейкой детского питания из оте­чественного сырья. 

— В этом направлении на государственном рынке представлено почти 90 процентов именно белорусской продукции, — привел пример Алексей Мелещеня.


Понятие качества важно рассматривать и с позиции управления бизнес-процессами. О том, какие системы управления качеством сегодня востребованы, поделился заместитель генерального директора — директор по качеству продукции и техническому сервису ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» Иван Бакун:

— На каждом предприятии разработаны системы качества, которые объединяют в себе работу всех подразделений компании. Там же задействованы и поставщики, и потребители. На данный момент мы разрабатываем свою производственную систему, которая объединяет в себе все лучшее, что есть у нас и в мире.

На Минском моторном заводе очень сильная лаборатория. За последние десять лет они полностью обновились и сейчас там очень хорошая система учета, контроля и отработки новых видов продукции.


— В Министерстве промышленности почти на всех предприятиях есть такие лаборатории, которые работают как по новым видам продукции, так и по отработке качества серийной. Эти лаборатории работают в связке с учеными, которые являются драйверами идей, — пояснила первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.

Права потребителя под надежной защитой

Проблемы качества сначала становятся проблемами потребителей и только потом производителей продукции. Как в нашей стране выстроена система защиты прав потребителей, часто ли белорусы обращаются в МАРТ с претензиями на качество товаров и услуг? Как оте­чественным производителям занять ниши зарубежных конкурентов на внутреннем рынке? Ответил на эти вопросы министр антимонопольного регулирования торговли Беларуси:

— Система защиты прав потребителей в нашей стране одна из самых лучших. У нас создана правовая база, которая, начиная от Конституции и заканчивая Законом о правах потребителей, защищает его от начала и до конца. В среднем в год в МАРТ фиксируется около 900 обращений. Это немного с учетом того, что рынок очень большой, реализуется много товаров.

Алексей Богданов подчеркнул: если потребитель видит, что его права нарушены, то он сразу может обратиться в районный или городской исполнительный комитет по месту нарушения. 

— Там ему обязаны бесплатно оказать услугу по защите его прав. Если человека не устроило здесь, то он может пойти выше вплоть до суда.

Однако, несмотря на активное продвижение белорусской продукции, белорусы иногда выбирают зарубежные аналоги:

— Думаю, что тут движет вопрос рекламы, — поделилась мнением первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич. — Иностранные производители много лет работали с психологией наших людей, приучая их, что иностранное лучше. Поэтому сейчас все министерства и ведомства должны сконцентрироваться на том, чтобы объяснить, что наша продукция не хуже. И производитель должен работать над маркетингом и возможностью рекламы своей продукции.

Делать так, чтобы гордиться результатом

Стоит сказать, что слоган «Сделано в Беларуси» за годы конкуренции на внутреннем и внешних рынках завоевал уважение и любовь. Взять, к примеру, молочную продукцию некоторых наших заводов. Покупатель в России с помощью мобильного приложения может считать код на упаковке и ознакомиться с параметрами производства и качества продукта. Но в вопросах улучшения качества простаивать нельзя, уверена первый зампредседателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич:

— Конечно, нам нужно улучшать технологические процессы, перевооружать технологии, усиливать наши позиции в производстве, приобретении грамотного и хорошего оборудования. И здесь очень важна роль Министерства промышленности, Академии наук. Мы должны заниматься производством именно технологического оборудования и системой контроля в том числе. Потому что эта ниша немного упущена, так как производим продукцию в основном не на своем оборудовании.

Вопрос качества в глобальном масштабе — вопрос и идеологии в том числе. 

— Глава государства говорил о том, что нужно делать так, чтобы ты сам потом гордился своим результатом, — отметил министр антимонопольного регулирования торговли Беларуси Алексей Богданов.

Что касается научного плана в этом вопросе, конечно, ученым всегда не хватает оборудования. Новое современное оборудование позволяет стремиться к завтрашнему дню. Мы это подчеркиваем, и средства на переоснащение выделяются. «Сделано в Беларуси» должно стать философией на каждом рабочем месте, — акцентировал внимание генеральный директор Научно-практического центра Академии наук Беларуси по продовольствию Алексей Мелещеня.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter