Как правильно высчитать реальную стоимость приватизации дома или квартиры в Беларуси

Счет без права обжалования

Стоимость приватизации квартир часто необоснованно завышают
На неподъемные суммы приватизации жалуются в «СБ» читатели со всей страны. В курсе проблемы КГК и Генпрокуратура. Пока совместную коллегию по этому вопросу они собрали только в Витебской области, где в результате 38 намудривших с цифрами чиновников были призваны к ответственности. Ситуация по другим регионам еще изучается. Но Министерство ЖКХ уже сейчас считает нужным разъяснить нюансы Указа Президента № 524, который кто–то на местах трактует слишком вольно и, увы, не в сторону простых людей. А очередным поводом вернуться к теме стал звонок 72–летнего жителя поселка Острошицы Логойского района Сергея Бодренникова: «Более 330 миллионов я должен выплатить за приватизацию квартиры в доме, который за 35 лет прогнил!»


Квартира именно в этом доме сомнительной даты постройки стоила Сергею Бодренникову сначала здоровья, а теперь — 330 миллионов 204 тысячи рублей.

Жилплощадь в 76 квадратных метров в восьмиквартирном двухэтажном доме Сергей Сергеевич получил в 1989 году от колхоза имени Карла Маркса, где работал сварщиком. В приватизации в 1992 году руководство отказало: дескать, еще заслужи. В 2013 году, когда семья снова изъявила желание стать собственником недвижимости на селе, вопрос так уже не стоял: пенсионер Бодренников — инвалид II группы, пережил онкологию, установку кардиостимулятора... Но тут–то и началась ходьба по замкнутому кругу.

Сначала оказалось, что все нужные для начала процесса приватизации документы в соответствующих организациях... потерялись! «Принять решение не представляется возможным, поскольку отсутствует техническая документация», — пришел ответ из Миноблисполкома.

— Тогда я сам занялся восстановлением документации, съездил даже в Борисов, где находится архив колхоза имени Карла Маркса. И там тоже ничего нет! Складывалось впечатление, что и дома–то самого нет...

Наконец Логойское бюро по земельному кадастру опомнилось и в срочном порядке начало регистрацию квартир дома — после этого, обещали в Миноблисполкоме, решение о приватизации принимать можно. В ноябре 2013 года у дома появился и техпаспорт. Но какую выставить цену? По действовавшему на то время законодательству, в расчетах можно было опираться только на первоначальный объем затрат по строительству. Запросы райисполкома в организации, которые строили дом и соответственно являлись его балансодержателями, ясности в вопрос не внесли. И вдруг возник документ, который и стал головной болью для Бодренниковых. Выяснилось, что несколько десятков объектов, включая злополучный дом, в июле 2004 года были переданы Острошицким сельсоветом на баланс РУП «Логойский комхоз» по акту. А в нем таблица, где все четко: дом такой–то был построен в 1981–м, первоначальная стоимость на дату ввода в эксплуатацию — 170.655,4 рубля, восстановительная (для приватизации. — Прим. авт.) по ценам на 1 января 1991 года — 400.733 рубля. В общем, специалистам оставалось перевести последнюю сумму в действующие цены, умножить на нужный коэффициент и «порадовать» Сергея Сергеевича итогом: 330 миллионов 204 тысячи рублей!

— Но за что? Наша дочь в 2010 году построила благоустроенную современную двухкомнатную квартиру в Острошицком Городке всего за 121 миллион! В поселке Чуденичи, расположенном в восьми километрах от нас, есть точно такой же дом. Построен тем же колхозом на 2 года позже. Так вот, по этому же акту он более чем втрое дешевле!

Кстати, согласно инвентаризационной описи по счетам за 1994 год колхоза имени К.Маркса Сергею Бодренникову и его соседям жилье было предоставлено для проживания по такой же цене, как и в Чуденичах. Не один килограмм бумаги потратил Сергей Сергеевич, обращаясь в различные инстанции в поисках истины, неоднократно призывая собрать комиссию по переоценке. Его письма перебрасываются по кругу. И везде отказы, отказы, отказы...

Впрочем, прошлой осенью, когда Сергей Бодренников обратился в Министерство жилищно–коммунального хозяйства, Миноблисполкому было рекомендовано обратить внимание на Указ Президента № 524, который «устанавливает возможность и порядок корректировки оценочной стоимости приватизируемых жилых помещений в случаях, когда требуется принятие мер на оптимизацию их необоснованно высокой стоимости... после чего решение о приватизации принимается по меньшей стоимости». Только, похоже, все сделали вид, будто письма из министерства не было вовсе либо не поняли его содержания. Хотя Минжилкомхоз повторно направил разъяснение уже в адрес всех облисполкомов. В общем, устав бороться, в конце декабря Бодренниковы квартиру приватизировали по выставленной запредельной стоимости...

Картина с натуры

В том, что дом № 59 по улице Красная Горка в поселке Острошицы буквально на ладан дышит, я убедилась лично. Ладно, убогий фасад, разбитые ступеньки и площадка у подъезда — сама квартира производит впечатление разрушающегося скворечника. К слову, отапливается она сейчас дешевым газовым котлом, раньше — печкой. Комнаты маленькие, в стенах трещины размером в палец, дыры под дощатым полом. 

Удовольствие жить в таком помещении в месяц обходится Бодренниковым недешево: 270 тысяч ест газ, 240 — электричество, 618 тысяч забирает счет по приватизации (сумма разбита на 40 лет)... Кстати, крыша в доме такая, что во время дождя вода даже на первом этаже льет ручьем. В Минжилкомхозе отмечают: местные ЖКХ зачастую вынуждены в таком виде принимать жилые дома от сельскохозяйственных и других организаций, которые никогда и не осуществляли надлежащую эксплуатацию этих зданий, а после того как они пришли практически в непригодное состояние, просто передали их на обслуживание ЖКХ.




Штрих к проблеме

По роковой случайности письмо от ЖКХ Минской области, где, признав высокую приватизационную стоимость квартиры, Бодренниковых информируют, что Логойскому комхозу поручено произвести перерасчет, пришло по адресу через несколько дней после заключения договора о приватизации. Сергей Сергеевич снова вступает в переписку — и снова получает отказ! «В связи с тем, что в аг. Острошицы нет аналогичного жилого дома, соответствующего типовым потребительским качествам... проведение независимой оценки рыночной стоимости помещения не представляется возможным. Кроме того, заключив нотариально заверенный договор приватизации, вы тем самым согласились на условия сделки...»

— В середине января 2015 года я был на приеме у заместителя прокурора по Минской области Сергея Туровца, который в присутствии председателя Логойского райисполкома Виктора Коледы и начальника отдела ЖКХ Андрея Моисеенко твердо обещал мне помочь. Я ждал. Сначала обо мне забыли. А потом снова отказали...

Компетентно

Начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно–коммунального хозяйства Наталья Кухарчик:

— Трудно сказать, по каким причинам уполномоченные ведомства районного и областного звена не пожелали воспользоваться Указом Президента № 524 от 13 ноября 2014 года, который устранил все прежде существовавшие препятствия в вопросах приватизации, действительно нередко доводившие ситуацию до абсурда. Сейчас, увы, никто не вправе заставить райисполком расторгнуть сделку. Оспорить или признать договор о приватизации квартиры недействительным Сергей Бодренников может попытаться в суде.

Другое дело — желание должностных лиц исправить свою ошибку. Ведь если рассуждать с точки зрения законности принимаемых решений, непосредственно повлиявших на цену заключенного договора приватизации, то есть вопросы. Так, Сергею Сергеевичу неоднократно было письменно отказано в проведении независимой оценки рыночной стоимости приватизируемого жилого помещения в связи с тем, что в агрогородке Острошицы нет аналогичного жилого дома. При этом даже ссылались на Указ № 524. Напротив, он не ограничивает территориальную принадлежность таких домов только, например, улицей, районом и даже городом. Если на конкретном участке населенного пункта нет жилых домов, аналогичных по году ввода в эксплуатацию, то следовало обратиться в ближайшие районные и городские организации данной области для определения таких жилых домов. При этом норма подпункта 1.4 пункта 1 Указа предусматривает возможность применения для такого сравнения любых жилых домов типовых серий даже независимо от их этажности, материала стен и других технических характеристик. Когда аналогичные жилые дома в пределах области найдены, вопросы с завышенной оценочной стоимостью решаются также несложно и всегда в пользу того, кто приватизирует. Если стоимость 1 кв. м приватизируемого и сравниваемых помещений расходится на 30% и более, то местный исполком (или другая организация по перечню или уполномоченное ею лицо) обеспечивает проведение независимой оценки рыночной стоимости, после чего решение о приватизации принимается по наименьшей оценочной либо рыночной стоимости.

Полезно знать

Чтобы определить цену за приватизацию, сметную стоимость проекта на момент ввода дома в эксплуатацию делят на общую площадь всех жилых его помещений. Полученная цифра — стоимость строительства одного квадратного метра. Ее умножают на общую площадь квартиры — и получают собственно стоимость ее строительства. Далее полученную сумму переводят в цены на момент обращения гражданина с заявлением о приватизации, вычитают стоимость износа и умножают на коэффициенты потребительских качеств и качества жилой среды (их устанавливают местные исполнительные органы, как правило, это от 0,7 до 1,3). Максимум износа — где–то 2% в год. Если износ одноквартирного либо блокированного жилого дома, имеющего не более одного надземного этажа, по факту превысит 60%, здание передается хозяевам безвозмездно.

eversman@sb.by

Фото автора.

Советская Белоруссия № 70 (24700). Вторник, 14 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter