В июле российская актриса и писательница Алла Будницкая отметила 78-летие

Счастлива вместе

В июле российская актриса и писательница Алла Будницкая отметила 78-летие. Она женщина без возраста, которая удивительным образом сочетает в себе внешнее очарование и внутреннюю красоту. Популярность пришла к ней после съемок в фильме Александра Орлова «Женщина, которая поет», где она сыграла подругу Анны Стрельцовой (Аллы Пугачевой). В конце 90-х Будницкая стала ведущей передачи «Из жизни женщины», где делилась с телезрительницами секретами домашнего уюта. 


В загородном доме актрисы всегда много гостей.

Алла Будницкая с детства знала, что будет актрисой: все время говорила бабушке, что пойдет в артистки, а та отвечала: «Ну куда тебе артисткой такой некрасивой?» Но будущая звезда не сдавалась: «Буду играть Бабу-ягу!» 
 

Муж актрисы покорил ее своей искренностью.

— В 10-м классе я попала в массовку на картину «Аттестат зрелости» режиссера Татьяны Лукашевич, где она сняла меня крупным планом. После этого меня захватило кино, и, уже окончив школу, я твердо решила, что буду поступать в театральный, но ни во ВГИК, ни в Щукинское не взяли. Думала, мечте не суждено сбыться. От безысходности поступила в Институт иностранных языков. Теперь говорю свободно на двух языках — французском и немецком, и это помогло мне в кино. Как оказалось, моя дорога в мир кинематографа только начиналась… В один из дней, как обычно, стояла на остановке, ждала автобус, и ко мне подошла жена актера Анатолия Кузнецова: «Вы Аллочка Будницкая? Педагоги ВГИКа говорят: мол, такая хорошенькая девочка, жаль, что не взяли...» Она уговорила меня попытать счастья в очередной раз. И меня сразу приняли на третий тур, после чего была успешно зачислена на курс Григория Козинцева и Сергея Скворцова. 


«Первый троллейбус» (1963).

Благодаря своему знанию иностранных языков актриса снималась не только в отечественном кино. В 1971 году Аллу Зиновьевну пригласили в картину «Подсолнухи» итальянского режиссера Витторио Де Сика, где ее партнерами были Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

— В истории кинематографа был такой период, когда практически ничего не снималось. Безусловно, это наносило удар по актерам, и кому-то приходилось менять профессию. А кто-то просто от невостребованности не мог найти себе места и уходил из жизни. Как раз в 90-е стали приезжать на «Мосфильм» иностранные режиссеры, и они приглашали тех актеров, которые знали язык. У меня и у Сергея Юрского свободный французский, вот мы и начали сниматься. Вышли картины «Счастье» и «Женщина на ветру». В последней я играла вместе с внуком Чарли Чаплина Джеймсом Тьере. Еще была картина «Осколок «Челленджера» — там я играла такую квадратную домоправительницу с золотыми зубами. Помню, загримировалась, вошла в студию, а режиссеры увидели меня и закричали: «Женщина, уйдите!» В общем, не узнали. 


«Подсолнухи» (1970).

В конце 90-х в Театре киноактера, где Алла прослужила около 30 лет, активно шли изменения. Так получилось, что актеров у театра встретил ОМОН, им выдали трудовые книжки и попросили покинуть здание. Несмотря на это, актриса не опустила руки. 


«Гараж» (1979).

— Работы в то время не было, и нужно было как-то выживать: у мужа не было съемок, мама не работала... В общем, мой однокурсник предложил мне сделать ресторан «У бабушки» и стать его генеральным директором, где я проработала четыре с половиной года. У меня посудомойками и уборщицами работали знакомые с телевидения, актеры. Помимо административных обязанностей, занималась и бытовыми. Выезжала в шесть утра, ехала на Дорогомиловский рынок, покупала продукты, сама готовила, даже обучала персонал поварскому искусству. И только в двенадцать закрывала ресторан. Помню, как у нас на кухне стояли пакетики из-под сока и туда все складывали еду, которую не доели посетители, мы забирали ее и кормили домашних животных. Когда оставалась нарезка, тоже делили между собой. Надо сказать, что в наш ресторан невозможно было попасть. Кстати, именно там Алла Пугачева и Филипп Киркоров отмечали помолвку.

Как раз благодаря ресторану Алла Будницкая прославилась не только как актриса, но и как ведущая популярных программ «Из жизни женщины», «Кулинарные штучки», «Домашний очаг Аллы Будницкой», где делилась с телезрительницами секретами домашнего уюта, воспитания детей и привлекательности.

— Когда мы только начали снимать «Из жизни женщины», я себя не очень уверенно чувствовала. Спустя полгода поняла, что лучше меня никто этого не сделает. Потом женщины со всей России мне писали: «Благодаря вам, Аллочка, от меня муж не ушел, он теперь после работы спешит домой».

Телеведущая сыграла судьбоносную роль в жизни одного своего телезрителя.

— Однажды получаю письмо. Пишет мальчик Ваня из Новосибирской области, село Дмитриевка. Он прислал рецепт фруктов в шоколаде. Нужно взять фрукты, нарезать их, потом растопить шоколад, обмакнуть в него фрукты и подать на стол. Правда, шоколад он никогда не пробовал. Я накупила ему сладостей и отправила посылку. В передаче ему дала приз за лучший рецепт. Он был в восторге и потом написал: «Тетя Алла, пришлите мне, пожалуйста, книгу про растения и животных». Мальчик стал увлекаться биологией, почему бы и не помочь?! Потом снова пришло от него письмо: мол, не сможет продолжать учебу на биологическом факультете из-за того, что у него не хватало средств. Он учился по заочной программе для одаренных школьников. Позвонила его маме: «Людочка, я оплачиваю обучение». Ваня окончил биологический факультет Новосибирского университета, сейчас учится в аспирантуре. Кстати, он полгода был на стажировке в Англии. 


Телеведущей приходили письма не только от женщин, но и от девочек.

— Часто писали девочки, которые утверждали, что они некрасивые. Решила сделать сюжет «Некрасивые девочки», где показывала свои детские фотографии и говорила: «Угадайте, кто это?» Рыжая, торчат два зуба. А это была я! Таким образом моим юным телезрительницам объясняла, что красота внутри и гадкий утенок может превратиться в прекрасного лебедя. Мне вообще кажется, что красота женщины — понятие условное. Вы, наверное, замечали, как в помещение входит женщина и вдруг притягивает внимание. Вроде бы не красавица, а все обращают к ней свои взоры. Просто она умеет держать себя, все делает осмысленно. Внутреннее содержание придает женщине внешнюю красоту.

Так сложилось, что Алла Будницкая не может не прийти на помощь, если к ней обращаются.

— Не могу по-другому. Подбираю кошек, собак. У меня было три собаки, и все дворняжки. Однажды одна из собак пропала, мы были очень опечалены. Спустя несколько месяцев вдруг она заявляется, а за ней 13 щенков. Мы с Лией поехали в Одинцово на рынок раздавать щенят за автографы. Так ни одного щенка у нас и не взяли, зато поклонников было очень много. Потом мы этих щенков развезли на автобазу, в стройконтору.

Вот уже 55 лет Алла Зиновьевна находится в браке с режиссером Александром Орловым («Стоянка поезда — две минуты», «Женщина, которая поет», «На ножах»). Главный секрет семейного счастья — в понимании друг друга. Сама актриса считает, что лучше обойти острые углы, не вступать в конфликты и не скандалить.

— Мы с Сашей учились на одном курсе во ВГИКе. Сначала просто дружили, потом поехали после первого курса на целину, где организовали агитбригаду. Вместе мечтали, сидя на телогрейке, во время показа фильма в сельском клубе. В общем, много времени проводили вместе и влюбились друг в друга.

В наш век все больше женщин между карьерой и ведением домашнего хозяйства выбирают первое, о чем неумолимо свидетельствует статистика. По данным ВЦИОМа, в крупных городах 54% женщин не хотят оставлять работу даже на время декрета.

— Личная жизнь никогда не мешает карьере, а даже наоборот. Считаю, что нельзя категорично выбирать — карьера или семья, нужно уметь сочетать и то, и другое. Думаю, что те девушки, которые зациклены на карьере, потом опомнятся и осознают свою ошибку. Они не понимают, что жизнь наполняется именно тогда, когда есть семья, дети, муж и домашний уют.

Так получилось, что у актрисы нет своих детей (попала в автокатастрофу). Несмотря на это, она все-таки смогла заменить мать для 8-летней дочери погибшей подруги — актрисы Микаэлы Дроздовской («Добровольцы», «Семь нянек»), которой не стало во время пожара на съемках в Орджоникидзе. В домике, где жила актриса, было холодно, и она решила на ночь включить обогреватель, который и стал причиной несчастного случая. Накануне Микаэла внезапно попросила Аллу Зиновьевну, чтобы она заботилась о Даше, если что-то с ней случится… Буквально с самого рождения Даши Будницкая всегда была рядом: девочка появилась на свет и росла на ее глазах. Актриса стала крестной, и Микаэла просила дочь, чтобы она называла Аллу Зиновьевну «мамой».

— Отец Даши — известный кардиолог Вадим Смоленский, замечательный человек. И у меня не было никакой тревоги. Со временем у него появилась женщина, которая оказалась очень нужной. Девочке было там некомфортно, и она захотела ко мне. С согласия Вадима я ее забрала. Даша окончила Щукинское училище, стала актрисой. Сейчас ей 44 года. Она замужем за Александром Алейниковым, у них замечательная семья, двое детей: 17-летняя дочь Даша и 22-летний Александр, который успешно работает вторым помощником — ассистентом в проектах Федора Бондарчука.

Алла Зиновьевна всегда старалась быть примерной матерью и сильным человеком. Говорит, что бы ни случилось в жизни, надо выкарабкиваться — все может пригодиться.

— Однажды с мужем отдыхала на Бали. Мы шли по пляжу вместе со своими соседями по отелю: с мамой и дочкой из Одессы, которая, как говорится, была на выданье. И вот мы проходим мимо пятизвездочного отеля. Мать говорит дочери: «Надень босоножки». Дочка спрашивает: «Зачем?» На что мать отвечает: «А вдруг случится мужчина?» В этой истории есть глубокий смысл, так как «а вдруг» в жизни случается очень часто и надо всегда быть готовым.

Будницкая уже больше 20 лет живет в загородном доме, который построила вместе с актрисой и подругой Лией Ахеджаковой.

— Мы с Лией подружились на съемках фильма Рязанова «Гараж». Давно мечтали жить с ней в деревенском домике. Снимали на лето избу с двумя комнатами. В одной — я с Сашей, в другой — Лия с мужем Борисом Кочашвили. Почти одновременно у нас с Лилей умерли близкие: у нее мама, у меня отец. Я решила отвезти Лию в Париж, чтобы как-то отойти от этой трагедии, и показала, в каких особняках живут мои друзья. Убедила ее строить нормальный большой дом, а не крошечную избушку. Строительство продолжалось 4 года. Мы сделали высокие потолки, такие же, как в Париже. Как только была построена крыша и вставлены окна на первом этаже, мы с Лией поставили здесь раскладушки и стали жить. Ничего не было, только плитка, на которой кипятили чайник… Сейчас наш дом «расцвел». У нас есть общее пространство — «гульбарий». Также мы стараемся не навязываться друг другу. Конечно, если долго не видимся, то садимся вместе ужинать.

Елизавета Никифорова

Советская Белоруссия № 147 (24777). Среда, 5 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter