Счастье далекое и близкое

В эпоху глобализации нашу планету стали называть «большой деревней»...

В эпоху глобализации нашу планету стали называть «большой деревней». С точки зрения налаженности контактов, доставки товаров и услуг сравнение объективное. Мы носим джинсы из США, пользуемся парфюмом из Франции, едим бананы из Африки и пьем кофе из Бразилии… Получаем банковские переводы и сообщения изо всех уголков Земли почти мгновенно.

Мы пользуемся благами глобализации и не беспокоимся на предмет, откуда что берется…

Тем смешнее выглядит то удивление, которое выразили отдельные граждане-эксперты после недавнего визита Президента Александра Лукашенко в Венесуэлу и Бразилию. Мол, слишком далеко полетело руководство страны искать счастья.

На что сразу хотелось бы возразить: слишком далеко — это было во времена Колумба, а в условиях «глобальной деревни», как говорится, в самый раз.

Действительно, в последние дни не критикует Беларусь за ее попытки наладить прочные торгово-экономические отношения за океаном только ленивый. При этом аргументы на первый взгляд приводятся вполне убедительные: дескать, все то, что мы ищем за тридевять земель, есть поблизости – только руку протяни.

Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что продиктованы они либо близорукостью, либо ревностью, а то и боязнью потерять контроль и рычаги давления на нашу страну.

Многовекторность политики и диверсификация экономики в современном мире – непременное условие сохранения суверенитета любого государства и его стабильного развития.

Как заметил Александр Лукашенко, в мире практически не осталось таких мест, как Беларусь: все к кому-то уже присоединились, вошли в какие-то союзы.

«Естественно, мы понимаем, что быть Белой Русью сегодня не так просто и независимость не так просто дается. Но мы должны сделать все, чтобы сохранить свое государство», — отметил Президент.

А для этого необходимо иметь различные источники поставки энергоносителей и устойчиво присутствовать на рынках разных стран.

Что такое Венесуэла, Бразилия и другие страны Латинской Америки сегодня? Это растущие, перспективные рынки, готовые принять и поглотить любые товары и услуги. Это также колоссальные запасы энергоресурсов…

Ну кто, находясь в здравом уме, сможет отказаться от сотрудничества с данным регио­ном, тем более если его там ждут как дорогого друга и партнера? Так почему контакты Беларуси с Венесуэлой и Бразилией вызывают иронию?

Совершенно очевидно: если бы иная крупная страна шла и добивалась в этом регионе таких успехов, как Беларусь, никому бы и в голову не пришло ерничать. Все бы внимательно, возможно, с беспокойством, но обязательно с должным уважением следили бы за процессом. А тут – Беларусь…

Вроде маленькое государство, а такие амбиции!

Дело не в амбициях, а исключительно в желании устойчиво развиваться, при этом не чувствуя себя заложником ситуации.

За три последние года двусторонний белорусско-венесуэльский товарооборот увеличился в несколько десятков раз. Беларусь и Венесуэла успешно реализуют совместные проекты в области нефтедобычи, сейсморазведки и сейсмотехники, газификации, архитектуры и строительства, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, науки, технологий и т.д.

Во время нынешнего визита появились новые направления сотрудничества, на которых президенты сконцентрировали свое внимание.

Итак, Беларусь поставит в Венесуэлу 1,3 тыс. единиц дорожной и строительной техники (МАЗ, БелАЗ, «Амкодор», МЗКТ) на 199 млн. долларов. Подписан контракт на строительство в Венесуэле заводов по производству техники МАЗ, рассчитанных на выпуск 5 тыс. единиц в год, и МТЗ — на 10 тыс. единиц в год. Предприятия будут введены в строй до 1 июля 2011 года. Стоимость заводов — 55 млн. долларов. Белорусские специалисты также возведут в Венесуэле завод по сборке дорожной, строительной и коммунальной техники мощностью 3 тыс. единиц в год и технический центр по ремонту и обслуживанию дорожно-строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники и автобусов. Мы намерены участвовать в оснащении заводов по переработке и заготовке металлолома. Для этого будет поставлено 60 единиц специальной техники МАЗ и оборудование.

В свою очередь Венесуэла уже в мае поставит в Беларусь пробную партию нефти в объеме до 80 тыс. тонн. До конца года планируется поставить до 4 млн. тонн.

В течение двух месяцев планируется создать совместное белорусско-венесуэльское предприятие по поставкам нефти, в котором 75 % акций будет принадлежать Венесуэле, 25 % — Беларуси. Кроме того, подписана лицензия на право разработки Беларусью газовых месторождений и добычи газа на шести месторождениях в Венесуэле, а также договор об учреждении совместного предприятия по оказанию сервисных услуг в области добычи нефти.

Но, как считает министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов, расширение сотрудничества с Венесуэлой не является попыткой уйти от своих ближайших партнеров.

«В глобальной деревне надо стараться иметь связи на всех концах этой деревни, что белорусская внешняя политика и делает. Конечно, Россия ближе. И наша работа в Венесуэле на эти темы (добычи нефти и газа) не означает, что мы пытаемся уйти от своего естественного союзника, от своего основного союзника, от своего принципиального союзника. Но мир иногда бывает далек от идеала, и мы находимся в ситуации, когда, несмотря на неоднократные предложения и обращения с нашей стороны о том, что мы бы получили адекватный по степени комфортности, скажем так, доступ к нефтяным и газовым ресурсам России — на взаимовыгодных, естественно, основаниях, мы не просим о благотворительности. Но, к сожалению, эти просьбы не завершились результативным итогом. Но мы не можем оставить страну без нефти. И, соответственно, ищем нефть там, где она есть и где у нас есть возможность доступа к ней и есть комфортные условия», – отмечает он.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter