Счастье — благословлять человека и славословить Господа!

Мы любим повторять: весна — время пробуждения. Так оно и есть: расцветает природа, люди сбрасывают зимнюю апатию и сонливость под долгожданными лучами солнца, а в христианские храмы приходит главный праздник — Пасха, Светлое Христово Воскресение, дарующее верующим радость и надежду...

Мы любим повторять: весна — время пробуждения. Так оно и есть: расцветает природа, люди сбрасывают зимнюю апатию и сонливость под долгожданными лучами солнца, а в христианские храмы приходит главный праздник — Пасха, Светлое Христово Воскресение, дарующее верующим радость и надежду. Об этом замечательном времени мы сегодня говорим с протоиереем Сергием Лепиным, кандидатом богословия, доцентом Минской духовной академии и семинарии, преподавателем философии и логики. А еще настоятелем церкви святых Петра и Павла в деревне Мизгири в небольшом сельском православном приходе Слонимского района. Служит там отец Сергий уже 9 лет, приступив сразу после рукоположения. Он окончил духовную семинарию и философский факультет БГУ. И начали мы разговор с того, что я попросила отца Сергия все–таки ответить: как эти две ипостаси — настоятеля сельского прихода и преподавателя духовного центра, кандидата богословия — дополняют друг друга?


— Здесь на самом деле все не так сложно. Я преподаю в семинарии и академии те предметы, которые связаны с моей светской специальностью. А приходское служение дает возможность не превратиться в отвлеченного теоретика, не знающего реальной жизни. Общение с народом Божиим является как источником радости, так и источником огорчений — ведь нужно оставаться с людьми и в радости, и в горе, но в целом это... Даже не знаю, что сказать... Это здорово! Это счастье: благословлять человека и славословить Господа!


— Сейчас Великий пост подходит к концу. Вы удовлетворены тем, как ваши прихожане, да и не только они, проводят его? Какие советы даете им сегодня?


— Всегда приходится напоминать, что пост не сводится к диете. Пост — прежде всего состояние души, которое достигается посредством целого комплекса мер. И ограничения в питании — лишь одна из них. Пост — такой период времени, когда верующий человек больше, чем обычно, уделяет внимания молитве, чтению Священного Писания, изучению учений Церкви, добрым делам и даже... семье! Пост — благодатное время для борьбы с греховными привычками, например с курением. По крайней мере, синдром отмены частично сливается с чувством недоедания. Захочется покурить — поешь, и станет легче... Пост — время для работы над собственными недостатками и слабостями.


Чем ближе Пасха, тем больше я призываю к посту: мол, самое время, если вы еще не начали. Никогда не поздно! Такие мысли, как «да ладно уж, расслабься, начнешь со следующего поста», нужно прогонять от себя, как искушение.


— Традиционно режим поста у нас сводится к обсуждению того, какие продукты употреблять в пищу, а от чего отказаться. Казалось бы, в последние годы по этому поводу столь много сказано. Ан нет, по–прежнему «диетический вопрос» остается главным. Не свидетельствует ли подобная «стабильность» о ситуации, когда вера, религия так и не сумели по–настоящему стать духовной потребностью для значительных масс людей, переступающих порог храмов, а просто заполняют некую пустующую социокультурную поведенческую нишу в обществе?


— Как я сказал уже, пост не сводится к вопросу о том, что можно есть, а что нельзя. Тем не менее и этот вопрос требует некоторого внимания, и я хочу указать на пару довольно распространенных ошибок.


Все знают, что под постными блюдами понимают продукты исключительно растительного (сегодня — и искусственного) происхождения, а иногда и хладнокровных (рыба, кальмары, креветки, улитки). То есть нельзя употреблять блюда, содержащие мясо, молоко, яйца, животные жиры. Но важно помнить, что постная пища — это простая пища, приготовление которой не требует ни много времени, ни больших затрат. В древности христиане на сэкономленные от поста деньги помогали нуждающимся, церквам...


Ограничения касаются не только качества, но и количества пищи: объесться можно и сухарями!


И еще одна деликатная тема... Существуют рекомендации воздерживаться в пост не только от определенного вида пищи и развлечений, но и от... супружеского общения. К сожалению, постящиеся иногда забывают об одном, так сказать, примечании, что воздержание для супругов возможно только при обоюдном согласии. Из–за этого часто и семьи расстраиваются. Такой пост — в осуждение и не пост вовсе.


Насчет духовной потребности. Не думаю, что однобокое противопоставление духовных потребностей «диетическому вопросу» является верным. Поведение — это важная составляющая духовных практик. А такая яростная акцентуация некоторыми людьми на необходимости именно духовного поста нередко заканчивается полным отсутствием поста во всех смыслах: ни желудком, ни сердцем. Да и о «чисто духовном» (назовем это так) сложнее говорить, это требует определенного опыта, навыка, что ли... Не все сразу. Первое, что пытаются делать люди, осознавшие необходимость поста, — воздержание в пище. Что само по себе неплохо. Неплохо, если ребенок читает по слогам, плохо, если он читает по слогам в десятом классе.


— Иногда создается впечатление, что религия вообще с трудом вписывается в жизнь современного технократического общества. По крайней мере, в христианской Европе, как свидетельствуют исследования, религиозность населения неуклонно снижается. Да и в США, если верить публикуемым данным, картина похожая. Возможно, человечество становится слишком образованным для религиозной веры с ее внешне архаичной, 2000–летней (и более), основой?


— Не стану говорить обо всех религиях, однако... Однако это «жизнь» должна вписываться в религию, а не религия — подстраиваться под «жизнь». Ведь смысл религии в том, чтобы изменить мир определенным образом, а не измениться сообразно этому миру. Почему число христиан падает? Сложный вопрос. Сама по себе наука совершенно не мешает быть христианином. Образование? Смотря что под этим словом подразумевать. Да, определенные его технологии позволяют добиваться роста атеизма и индифферентизма. Думаю, секулярные тенденции в западном обществе станут только нарастать — до тех пор, пока не будут ограничены определенными демографическими сдвигами: например, мусульман там все больше и больше. Поэтому страны СНГ — лакомый кусочек для всех европейских сект и конфессий: если в Европе храмы продают под рестораны, мечети, выставочные залы, то постсоветское пространство — один из немногих регионов, где можно развивать свою статистику в плюс.


— Когда речь заходит о церкви, особенно православной, нередко возникает стереотип: мол, это место для бабушек в платочках и немолодых усталых женщин со скорбными лицами. Насколько тревожит служителей церкви и вас лично существование подобных взглядов?


— Традиционные и, скажем так, наиболее массовые религии имеют «бабушек» в числе основного числа своих последователей. По разным причинам: с одной стороны, женщины в религиозном смысле являются «сильным полом», более склонными к религиозной деятельности конституитивно. Плюс возраст — пенсия, больше времени... Мужчины–то и живут чуть ли не на 20 лет меньше в среднем... Может быть, и пришли бы, но... Если речь идет о сельской местности, о какой–нибудь вымирающей деревне, там добиться молодежного перевеса просто невозможно по понятным причинам.


С подобными проблемами сталкивается не только православие, но и другие конфессии в тех местах, где они являются религией большинства. Вы думаете, в Англии англиканские церкви наполнены молодежью? Или во Франции — католические?


Маргинальные религиозные группы, напротив, как правило, состоят из молодых людей по преимуществу. Здесь дело не в самой конфессии, здесь дело в некоторых социологических и психологических особенностях религиозных групп. Хотя, конечно же, это не повод, чтобы «заминать» тему с нашими ошибками в области проповеди среди молодежи.


— Если бы вам представилась возможность выступить перед обширной, но разной по составу аудиторией, какую бы тему своей речи–проповеди вы бы выбрали?


— Христос! Конечно же, Христос! Его Богочеловечество, Его Жертва, Воскресение, Любовь... Его Церковь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter