Сарай как носитель философского сознания

Книжный навигатор Виктор Пелевин.
Книжный навигатор

Виктор Пелевин. Встроенный напоминатель.

Москва, Вагриус, 2002.

Виктор Пелевин - культовый писатель конца прошлого века, ставший пророком "поколения пепси". Книги Пелевина объясняли нам, что жизнь - это вовсе не то, что мы считаем жизнью, и порождали тоску о свободе истинной и о свободе от истин навязанной нам реальности.

Сегодня мода на Пелевина поутихла. Да и сам мэтр давно не радовал поклонников новыми произведениями-откровениями. В сборник "Встроенный напоминатель" вошли рассказы уже известные. Я попыталась понять, по какому принципу они объединены под одной обложкой. Возможно, ключевое слово - смерть. Ведь "умереть не так просто, как это кажется кое-кому". А вдруг мы уже умерли и только думаем, что продолжаем жить, и принимаем свои посмертные мучения за троллейбусное депо, проектный институт, гастроном либо семейный уют? А может быть, мы - мардонги, мавзолеи, внутри которых - мертвецы. И каждый из нас не живет, а вынашивает в себе труп. А вдруг мы просто спим? Или гуляем по карнизам во время лунатического сна?

Да, раздумывая над этим, можно "уехать". Но не зазнавайся, продвинутый читатель! Ведь носителем философского сознания может быть... сарай, а уборщица вокзального туалета - достичь такой высокой степени посвященности, что изменяет мироздание незначительным усилием воли.

Повествование Пелевина - это постоянная мистификация, жуткий карнавал, в котором валютные проститутки оказываются изменившими пол бывшими партийными работниками, а лысые морские офицеры "с гробовыми лицами" - бывшими девушками. Главное, не забывать про "встроенный напоминатель" - будильник, оповещающий каждого о приближении смерти.

Вот только почему-то мы принимаем его треньканье за зубную боль.

Алесь Бадак.

Незвычайнае падарожжа › краiну ведзьма›.

Аповесцi-казкi. Мiнск, Юнацтва, 2001.

Литература для детей - самый трудный жанр.

Нет, разумеется, написать книжку, адресованную малышам, не так уж трудно. Трудно заставить их полюбить эту книжку или хотя бы заинтересоваться ее содержанием.

Поэтому хороших книг в этом жанре вовсе не много. Еще реже случается, когда книги для детей пишут молодые авторы.

Книга Алеся Бадака во многом непривычна для белорусской литературы. Слишком явно в ней обнаруживаются современность автора, его знание реалий, в которых живут наши дети, воспитанные на Уолте Диснее, "ужастиках" и компьютерах. Фантазия автора неисчерпаема: в обыкновенном минском автобусе можно встретить настоящую ведьму, а если еще и не уступить ей место... Тогда только и остается, что при помощи цветка папоротника искать таинственную страну Ведьм. А там чего только не случается! Например, в Беловежской пуще поселяется потерянная хозяином-туристом американская обезьянка Чита, обладательница походного домика с радиотелефоном, телевизором и холодильником. Пришелица возмущена, что туземные звери не разбираются в парижской моде, но в конце концов находит себе друзей, которым объясняет, что такое доллары, американские законы и в чем польза образования. Алесь Бадак не скрывает своего намерения "осовременить" белорусскую детскую литературу. Повесть "В темном лесу за синей речкой" - авторская интерпретация сюжета про красавицу и чудовище. Последние превращаются в белорусского волколака и девочку Луизу, любительницу сказок с минской улицы под названием Солнечная.

И, наверное, важно добавить, что книга Алеся Бадака - очень добрая, не имеющая ничего общего с миром монстров, мутантов и супергероев, безжалостно крошащих врагов.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter