Санаторно–курортный роман

Будущее у въездного туризма есть. Но какое?..

В эти дни базы отдыха переполнены: потому что Рождество и Новый год. Все хотят отдыхать. Потом волна схлынет: многие пансионаты опустеют. Но чтобы попасть летом на отдых в хороший белорусский санаторий, путевку нужно покупать прямо сейчас. При том, что санаторно–курортная сеть страны состоит из 377 оздоровительных организаций на 73 тысячи мест. Но этого мало, говорят эксперты. К нам не только едут, но и летят — из Израиля, Америки, России. Будущее у въездного туризма есть. Но какое? Анализом современной ситуации и прогнозами за «круглым столом» в редакции «СБ» поделились Валерия Клицунова, председатель правления общественной организации «Отдых в деревне», Людмила Костюкович, преподаватель кафедры «Менеджмент туризма и гостеприимства» Института непрерывного образования БГУ, Николай Мазур, директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно–курортному лечению населения, Галина Потаева, директор компании «Виаполь», и Валерий Нафранович, начальник отдела реализации санаторно–курортных услуг Центра по санаторно–курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента.


Дешево и сердито


«СБ»: В последние годы в наших санаториях летом мест всегда не хватало, а зимой они едва заполнялись. Какова ситуация теперь?


Н.Мазур: Средняя заполняемость в год — примерно 90 процентов. В России этот показатель — 70 процентов. Есть порядка 20 санаториев, которые практически не нуждаются в рекламе. Спрос на них очень большой. Это «Радон», «Приднепровский». Кстати, если несколько лет назад мы вкладывали в развитие материальной базы санаториев 30 миллиардов рублей, то сегодня только собственники этих санаториев направили на модернизацию около 130 миллиардов.


В.Нафранович: В системе Управления делами Президента работают 9 санаториев, 5 из которых находятся за рубежом и 4 в стране: «Боровое», «Юность», «Приозерный» и «Сосны». В летний период у нас, как и везде, места нарасхват. Сегодня, конечно, ситуация далека от той, которая была 4 — 5 лет назад, когда боролись за каждого клиента, когда заполняемость зимой была всего процентов 30 — 40, а среднегодовая — около 60. Сейчас наши санатории даже в зимний период заполнены на 95 процентов. В основном из иностранцев у нас отдыхают, конечно, россияне. Из них процентов 90 — это жители Москвы, Санкт–Петербурга и Смоленска. Но география клиентов расширяется, звонят из Сибири, Краснодарского края, Ростовской области, Тулы, Брянска. В чем причина такого интереса россиян? Дело в том, что мы в отличие от наших соседей ничего не разрушили в системе санаторно–курортного лечения и оздоровления. Мы сохранили кадровый потенциал, медицинскую базу, несмотря на трудности 90–х. В последующие годы развили ее до уровня современных требований. При этом стоимость санаторно–курортных услуг была и остается доступной для всех.


«СБ»: Можно ли сказать, что санатории — это главная статья нашего въездного туризма?


В.Клицунова: Сложно сказать. У нас нет сегодня такой статистики. По прошлому году, насколько мне известно, к нам в качестве туристов въехало более 90 тысяч иностранцев. Это те, кто прошли через турфирмы. И «санаторных» среди них не так уж и много. А вообще, за прошлый год нашу границу пересекли около 3,3 миллиона иностранцев.


Н.Мазур: К нам из–за границы на санаторно–курортное лечение въехали 162 тысячи человек. В начале 2000–х таких отдыхающих у нас было очень мало — единицы. В 2005 году их было 12 тысяч, а в 2009–м уже 130 тысяч. Едут поляки, немцы, даже американцы. Но в основном — до 95 процентов — это россияне.


«СБ»: А почему посетители санаториев не проходят по статистике как туристы?


В.Клицунова: В мире через турфирмы проходит только 3 процента от всего числа въезжающих иностранцев. Упомянутые мной 90 тысяч тоже вписываются в эту пропорцию. Это примерно 3 процента от 3,3 миллиона.


Л.Костюкович: 80 процентов россиян напрямую бронируют места в наших санаториях. Они не обращаются ни в какие турфирмы.


«СБ»: Сервис их устраивает? Ведь все хотят получить «на тарелочке» и отдых, и лечение, и обслуживание. А на обслуживание у нас принято все время жаловаться.


Н.Мазур: На обслуживание теперь грех жаловаться. Наоборот, россияне удивляются, как с ними «носится» наш персонал. И еще нужно отметить высокое качество продуктов питания. В этом году не было ни одного отравления или жалоб на качество еды. Когда в Брестской области отдыхало 2 тысячи детей из Москвы, к ним приезжали российские чиновники посмотреть, в каких условиях те живут. Они многому, конечно, были удивлены. Но к нам едут не только россияне. Литовцев в этом году было около тысячи человек. В мае мы открыли в Вильнюсе центр по санаторному экотуризму. А в «Сосновый бор» израильтяне даже организовывали чартерные авиарейсы.


«СБ»: На какой срок обычно покупают путевки?


Н.Мазур: Белорусы на 21 день, а иностранцы на 14 — 15. В среднем стоимость оздоровительного отдыха составляет 450 — 500 долларов. Цена может колебаться в зависимости от комфортности жилья, количества дополнительных медуслуг. По социальной путевке цена проживания, питания, лечения в сутки — 50 — 75 тысяч рублей. В России — 160 тысяч в эквиваленте, в Украине — около 90 тысяч.


В.Клицунова: Давайте разделим 500 долларов на 15 дней. Получится, что турист тратит каких–то 33 доллара в день. В нормальных условиях отдыха он должен оставлять намного больше. Неужели мы не можем ничего предложить туристу сверх путевки, чтобы он потратил у нас свои деньги?


Л.Костюкович: Увы, комплекс дополнительных услуг, развлечений очень и очень мал...


В.Клицунова: Я считаю, что при наших возможностях иметь такой мизерный доход от отдыха с оздоровлением — это несерьезно. Что же это за бизнес такой, если в день турист тратит вместе с путевкой, то есть с проживанием, питанием, медуслугами, всего 33 доллара в день? Ни в одной стране бизнес такой пассивности себе не может позволить.


«СБ»: Мы слишком дешево продаем свои услуги?


Л.Костюкович: Хорошо, что еще покупают путевки. Мы пока находимся на этапе привлечения массового туриста.


В.Клицунова: Раньше стояла задача заполнить санаторно–курортную базу. А теперь, когда наполняемость достигла пика, нужно и цены повышать, и расширять комплекс предоставляемых услуг. Причем не только оздоровительных, но и познавательных, развлекательных.


Н.Мазур: У нас в путевку входят гарантированные 3 — 4 вида медицинских услуг. Все остальные предоставляются за дополнительную плату.


В.Клицунова: Ну и какой доход от услуг за доплату?


Л.Костюкович: Они очень даже недорогие. Я сама отдыхала в «Сосновом бору». Можно заказать дополнительные лечебные ванны, массаж и так далее, но за это вы заплатите максимум 100 долларов — за все сразу.


Г.Потаева: Обратите внимание: на форумах в интернете в последнее время появились сообщения, что белорусские санатории из года в год все дорожают и дорожают. А ведь надо понимать, что российские турфирмы, которые продают там путевки к нам, они ведь также набрасывают на каждую из них свой процент.


Л.Костюкович: До 100 процентов.


«СБ»: Как насчет качества услуг в наших санаториях. В сравнении с украинскими, например, Моршином и Трускавцом, наши выглядят лучше или хуже?


В.Нафранович: Ну вы сравнили. Это же как небо и земля!


«СБ»: А где небо, а где земля?


В.Нафранович: Небо у нас, конечно же.


В.Клицунова: В Моршине и Трускавце все перевешивает целебная вода.


В.Нафранович: Да. Основным лечебным фактором этих курортов, несомненно, являются уникальные по своему составу минеральные воды. Но в развитие материально–технической базы многих украинских здравниц практически ничего не вкладывается. Хотя эти курорты с мировым именем.


«СБ»: А в Беларуси есть свои аналоги Моршину или Трускавцу, их воде?


В.Нафранович: Санатории «Рассвет» и «Боровое». Эффективность лечения минеральной водой первого сравнима с результатами лечения на курортах Трускавца, а показания для приема минеральной воды «Боровая» сравнимы с показаниями для приема вод Моршина.


«СБ»: А как в эти санатории попасть?


В.Нафранович: Чтобы отдохнуть в них летом, бронировать места нужно уже с января–февраля. В декабре мы продаем путевки на первый квартал 2011 года. Заходите на сайт, выбирайте санаторий и определяйтесь, на какой срок, в каких номерах, по каким ценам вы хотели бы отдохнуть.


В.Клицунова: Я считаю, поскольку у нас есть очень хорошие условия для отдыха и оздоровления, нужно больше строить санаториев для богатых людей. И больше зарабатывать на этом. Тогда нам проще будет расширять сферу оздоровительных услуг для среднего класса.


«СБ»: То есть вы предлагаете разделить туризм на социальный — для наших граждан — и коммерческий — для иностранцев?


Л.Костюкович: Да. Только таким образом можно больше заработать на туризме. Но для этого потребуются немалые вложения. Ведь речь идет о евроремонте, о высочайшем уровне сервиса.


Н.Мазур: Мы планировали, что к нам в 2010 году приедут около 150 тысяч отдыхающих. А оказалось, что их к декабрю уже на 10 тысяч больше. Темпы роста очень высоки. Если так и дальше дело пойдет, то в следующем году к нам приедут порядка 200 тысяч отдыхающих.


В.Клицунова: У вас мест не хватит!


Н.Мазур: Я о том и говорю.


В.Клицунова: Но даже если мест станет больше, то это не значит, что прибыльность бизнеса возрастет. У меня такое ощущение, что россияне едут к нам экономить деньги. А мы создаем для этого все условия. Где рестораны, где познавательный туризм, где развлечения? Где то, на что иностранец будет готов потратить деньги?


В.Нафранович: Главная задача санатория — лечение и оздоровление. Независимо от профиля наши санатории имеют клинико–диагностические лаборатории, рентгенкабинеты, кабинеты функциональной диагностики и так далее. При этом перечень лечебно–реабилитационных услуг постоянно расширяется, внедряются современные методики лечения и диагностики.


В.Клицунова: Для состоятельного россиянина оставить 1.000 долларов за две недели ничего не стоит. Было бы на что потратить.


Г.Потаева: Не так уж и мало стоят наши путевки для россиян на экскурсионные туры. Давайте подсчитаем. Одна путевка в среднем стоит 210 долларов, куда входят проживание, питание, экскурсии, транспорт, всякие развлечения. Российская фирма, которая отправляет к нам туристов, набрасывает свои 70 — 80 долларов. Плюс 100 долларов стоит проезд. Еще минимум 100 долларов россиянин тратит здесь на самые разные покупки. Итого получается — 500 долларов на человека за уик–энд. Всего за два–три дня! А если Рождество или Новый год, цены значительно выше. Развлекательная программа стоит немалых денег. Там и шампанское на входе, там и рыцари... Так что при желании можно и в санаториях развивать дополнительные услуги, кроме лечебных.


Узкое место


«СБ»: Что, кроме санаториев, привлекает туристов в Беларусь, в частности, зимой?


Г.Потаева: Сложно сказать, что привлекает иностранного туриста, но то, что ему нравится у нас отдыхать, это факт. Но если бы поток в Беларусь увеличился раз в 10, страна просто не смогла бы его принять. Я говорю о возможностях современной инфраструктуры.


Теперь некуда принимать туристов — вот в чем проблема. Мало гостиниц туристского уровня, то есть трехзвездочных. И есть еще такое понятие в туризме, как узкое место. Это пропускная способность каких–то объектов. У нас таким узким местом был до недавнего времени Мирский замок. Когда работала всего одна башня. Ее реальная пропускная способность была ничтожно мала. Представьте себе, из Минска все туристы выезжали в 8 — 9 утра, приезжали в 10 — 11. В это время там образовывалась огромная толпа, и все стремились попасть в башню. Понятно, что везло далеко не всем.


«СБ»: 16 декабря Мирский замок наконец открыл все свои башни и покои. А замминистра культуры Виктор Кураш предсказал, что в следующем году замок посетит около полумиллиона туристов. Возможен ли такой прорыв?


В.Клицунова: Все возможно. Для сравнения возьмем старую часть Иерусалима. Это один квадратный километр территории, который в год пропускает 3,3 миллиона человек. Там весь маршрут движения и осмотра достопримечательностей расписан до секунды. А у нас что? Сколько в год посещает Беларусь интуристов? Я понимаю, если к нам приедет в год 3,3 миллиона. Нынешнее мизерное количество туристов говорит, скорее, что нас в мире никто не знает.


«СБ»: Вы категоричны! Не слишком ли мы требовательны к самим себе? За последние годы, кажется, очень многое сделано для развития инфраструктуры и привлечения туристов.


Л.Костюкович: Когда Галина Потаева начинала раскручивать Беларусь как экскурсионное направление, никто не верил, что на въездном туризме у нас можно что–то заработать. Оказывается, можно. Главное — правильно организовать дело. В этом году праздновали 65–летие Победы. Из Москвы шел очень большой поток ветеранов и молодежи. Интересно, что правительство Москвы направило их за свои деньги не в Волгоград, не в Киев или Севастополь, а к нам в Беларусь.


«СБ»: Все это прекрасно. Тем не менее давайте смотреть реально на вещи. К нам едут практически только россияне. Не будет россиян — и от туризма ничего не останется...


Г.Потаева: В этом плане можно смело утверждать, что Беларусь находится в туристической яме. Польша в год принимает иностранных туристов из самых разных стран около 15 миллионов. Это при населении примерно 38 миллионов человек. На тысячу поляков приходится 400 туристов. 45–миллионная Украина принимает 12 миллионов в год. Это около 250 человек на тысячу населения. В Россию въезжает 20 миллионов, что примерно дает 150 туристов на тысячу граждан соседней страны. В Литве на тысячу населения приезжают примерно 400 гостей из–за рубежа. У нас же на эту же тысячу — всего около 10 туристов в год. Это очень мало. Но соглашусь, что мы не должны забывать: всего несколько лет назад у нас, можно сказать, вообще не было ни одного человека. Потенциал, значит, есть.


Безусловно, сдерживает приток туристов отсутствие развитой инфраструктуры сервиса. У нас просто огромная проблема с гостиницами. Их катастрофически мало для такого большого города, как Минск. Для приема туристов есть только 5 — 6 гостиниц. Это «Юбилейная», «Планета», «Беларусь», «Турист», «Орбита», «Спутник»...


«СБ»: А «Европа», «Минск», «Кроун Плаза»?


Г.Потаева: В таких дорогих отелях «обычные» туристы, как правило, не живут. Им нужно максимум 3 звезды — и это мировая практика. Те гостиницы, о которых я сказала, расположены в очень красивых местах, практически в центре города. Если мы повысим их «звездность», в Минске вообще не останется мест для туристов.


В.Клицунова: А вы осмелитесь опубликовать мнение, что у нас пока что нет туризма в полном смысле этого слова?


«СБ»: А почему нет? Это ваше мнение. Но что предлагаете делать дальше?


В.Клицунова: Государство должно создать особые условия для привлечения инвестиций именно в туристической отрасли. И нужно скорее решить вопрос с визами. В некоторых министерствах считают, что лучше зарабатывать на визах, чем на туризме.


«СБ»: Ну хорошо, отменят визы — тогда, скорее, наши люди станут больше выезжать за рубеж, чем иностранцы к нам...


В.Клицунова: Рост въезжающих будет. Хотя массового потока не следует ожидать. Да мы и принять столько не сможем. У нас и так все санатории сегодня заняты. Нужна льготная налоговая политика. Понимаете, если с предприятий турсервиса будут брать налоги по полной программе, они не выживут. Здесь подход должен быть совершенно другой. Например, гостиница — это ведь не предприятие с непрерывным производственным процессом и постоянным выходом продукции. Отель заполняется неравномерно и нерегулярно: месяц есть посетители, 2 месяца пусто. А штат надо содержать, налоги надо платить, как за полную народу гостиницу. Вот, например, в Израиле, если приехал турист и снял номер, гостиница с него не платит НДС, ресторан не платит тоже.


Г.Потаева: Въездной туризм там вообще освобожден от НДС. Но это не значит, что казна лишается дополнительных налоговых поступлений. Наоборот, она получает больше за счет массовости туризма, за счет того, что туристы тратят валюту во время отдыха.


Кадры решают все


«СБ»: Какие направления, кроме санаториев, могут стать востребованными в ближайшие годы?


В.Клицунова: Я считаю, что наша деревня сможет вытянуть туризм. Вы слышали, что полесская деревня Погост заняла в мировом рейтинге 3–е место по привлекательности для туристов? Все мировые СМИ об этом трубят.


«СБ»: А вы знаете, что ответил чиновник местного райисполкома на вопрос «СБ», как они будут встречать зарубежных туристов? Вместо программы действий прозвучало что–то вроде отчета: «Согласно программе развития Припятского Полесья, в рамках которой...»


В.Клицунова: А ведь такая деревня Погост есть на самом деле, и это вовсе не шутка. И то, что она оказалась на третьем месте в мире, это нужно как можно быстрее использовать. Вы знаете, что Коляды отмечают только в Беларуси? А почему бы у нас не сделать этот праздник брэндовым, как в России Масленица?


«СБ»: И зазывать на Коляды иностранных туристов, как на Октоберфест?


Н.Мазур: А почему нет? Я сам родом из Лельчиц и, когда еду на родину, проезжаю Погост. Видел бабушек, которые хранят традиции... Там каждый дом очень серьезно готовится к Колядам. Наверное, даже больше, чем к Новому году.


«СБ»: А представим себе, что целая группа иностранцев изъявила желание приехать и посмотреть, как празднуют Коляды местные жители. Смогли бы вы организовать их приезд и размещение?


Л.Костюкович: Это очень сложно сделать. Во–первых, их негде там разместить. И самое главное, что им предложить из дополнительных услуг, чтобы они оставили там деньги?


Н.Мазур: Вы знаете, в какой ситуации оказалась наша санаторная система в начале 2006 года? Мы были на краю закрытия. Тогда мы в каждом санатории организовали службу маркетинга — и работа пошла. Никто не ожидал, что к нам поедет столько желающих. Так что надо работать — и все получится. Очень проблемный у нас был санаторий «Налибокская пуща». Но они сделали там усадьбу Лесовика, разработали туристическую программу. Я разговаривал с директором, предлагал ему помощь. Он отказался. Сам справляется.


«СБ»: А на чем они смогли подняться?


Н.Мазур: На сказочной тематике. Там множество самых разных сказочных персонажей развлекают детей: Баба–Яга, Комариха, Лесовик, Кикимора. 6 тысяч минчан купили для своих детей туда путевки.


«СБ»: А все–таки, если американцы решат приехать в Погост поколядовать? Сможем ли мы их принять?


В.Клицунова: Что мы зациклились на Погосте? Таких мест много. И Коляды можно проводить везде. Это может стать нашим зимним брэндом. На карнавал — в Венецию, на Масленицу — в Россию, на Коляды — в Беларусь.


Г.Потаева: Туристу нужно что–то предложить, и он оставит здесь деньги. Через налоги торговых организаций они пойдут в бюджет города или района. За счет этих средств можно развивать и дальше инфраструктуру. Расширять возможности по предоставлению других услуг. Что тут сложного?


«СБ»: В последнее время к нам едут из–за границы на шоппинг. Не только из России. Даже в Западной Европе узнают о недорогих и качественных белорусских товарах. Как думаете, это направление может стать массовым?


Н.Мазур: Я «одел» у нас своего друга из Германии. Отвез его в магазин, он купил себе приличные туфли и костюм. Увидел мужские рубашки, понравились, купил сразу себе 5 штук. В пересчете на евро это были копейки.


Л.Костюкович: Шоппинг–туризм? А почему бы и нет? Я была со своими студентами в Вильнюсском университете. Местные рассказали, что когда они приезжают в Беларусь, первым делом идут по магазинам и закупают себе одежду и обувь.


«СБ»: Значит, въездной туризм как экспортная статья доходов в бюджет имеет перспективу по разным направлениям, не только по санаторно–курортному?


Н.Мазур: Конечно. Но нам еще нужно многому учиться. Двадцать лет назад я учился на маркетолога в Нью–Йорке. Запомнилось, как я прилетел в Америку. Когда самолет приземлился в аэропорту, нас встречал человек с табличкой. Встретил, посадил всех в автобус, сам сел за руль. Пока ехали, он в микрофон рассказывал, что мы проезжаем. Когда прибыли на место, он тут же из гида и водителя переквалифицировался в администратора. Оформил на нас все документы, раздал ключи от номеров. Это я понимаю — кадр!


Л.Костюкович: Вот мы говорим о развитии туризма, а сколько есть случаев, когда на местах губится даже то, что уже сделано. Например, не так давно через Беларусь проходил туристический маршрут из Великобритании в Россию. Казалось бы, все хорошо: около 350 англоговорящих туристов в год заезжают в Витебск по пути в Санкт–Петербург. Турфирма, которая разработала этот маршрут, включила в него программу «Марк Шагал». Все было отработано на очень хорошем уровне. По договоренности с директором витебской гостиницы для этих туристов оформили бронирование, скидки. И проживание в гостинице было прекрасно организовано. И на скрипках играли, и чай пили с бубликами... Казалось бы, что еще надо — 350 иностранцев в год! Они же не только платят за проживание, они, как мы уже говорили, покупают в этом городе что–то на память, сувениры и так далее — оставляют валюту. Нет, директору что–то не понравилось, перестал давать бронь и отказался предоставлять скидки. Некоторое время они еще посещали Витебск, а потом, видимо, литовцы предложили более выгодные условия, и англичане стали ездить через Литву в Россию. Не могу понять, что выиграли в этом случае Витебск, Беларусь?


«СБ»: Вы поставили риторический вопрос. Но ответ на него мы получим в скором времени. Въездной туризм уже не скромная легковушка, которую нужно толкать, чтобы она поехала. Это состав, который движется вперед. Осталось развить скорость. Тогда туристы со всего мира поедут не только на карнавал в Венецию, но и, как мечтает Валерия Клицунова, на Коляды в Беларусь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter