Сага о долге

Известные события, связанные с сокращением поставок российского газа в Беларусь, заставляют заниматься прагматичной арифметикой.
Известные события, связанные с сокращением поставок российского газа в Беларусь, заставляют заниматься прагматичной арифметикой. Конечно, без госпожи Политики и здесь не обошлось, но чрезмерный прагматизм российского монополиста огорчает.

Годы тесного экономического взаимодействия настолько сплели наши финансовые, хозяйственные связи, что сегодня со стопроцентной точностью не так просто оценить ту выгоду, которую получила каждая из сторон. Да и мало кто думал, что в свете набирающих силу интеграционных тенденций такую ревизию придется проводить. Главный принцип союзного строительства был для всех очевиден: стороны стремятся к созданию единого экономического пространства, формируя у себя наиболее комфортные условия для экономических субъектов государства-партнера. Естественно, все это имеет вполне реальное денежное выражение, но в том, что с течением времени система взаимных уступок, преференций и льгот в едином хозяйственном организме союза будет уравновешена, никто не сомневался. Для того и шел постоянный переговорный процесс в рамках двусторонних рабочих групп, заседаний союзного Совмина и Высшего Госсовета. Однако ультимативный поворот диалога, т.е. пресловутая "газовая атака", заставляет взглянуть на экономическое сотрудничество и под другим углом... И уже в первом приближении становится очевидным, что Беларусь отнюдь не паразитирует на теле большого соседа, как это пытаются представить некоторые деятели российского бизнеса и политики.

Из нашего долга перед "Газпромом" никто тайны не делает. При стопроцентной оплате текущих поставок наши обязательства перед газовым монополистом за топливо, полученное в предыдущие годы, оцениваются примерно в 190 млн. долларов. Правда, поставщик еще говорит о штрафах и пене, поднимая уровень претензий до 282 млн. долларов. Что ж, предположим... Но согласится ли тогда российская сторона выплатить то, что должна Беларуси?

"Газпром" заявляет, что услуги "Белтрансгаза" по транспортировке российского "голубого топлива" в Польшу, Украину и Литву оцениваются в 45,7 млн. долларов в год. Но это, как отмечал Александр Лукашенко, по тарифам в 4 - 5 раз меньшим, чем в Украине, не говоря уже о западных странах. Не надо быть большим экономистом, чтобы увидеть, что если Беларусь будет вынуждена поднять транзитный тариф до европейского уровня, то деньги на погашение долга найдутся тут же. И даже более чем. К тому же есть еще 175 млн. долларов, на которые "Газпром" получил льготы и преференции при строительстве белорусского участка газопровода Ямал - Европа. Это, заметим, реальные деньги, которые не поступили в наш бюджет. И отказ газового монополиста от выполнения межгосударственных соглашений об объемах и цене поставок топлива дает Беларуси полное право их истребовать.

Точно так же, как и полмиллиарда долларов ущерба, причиненного (и до сих пор причиняемого) казне из-за нерешенного вопроса о взимании косвенных налогов при взаимной торговле. Парадокс. При всех разговорах об огромных проблемах для России, которые спровоцированы аморфностью позиции Тбилиси по вопросу Панкисского ущелья, к Беларуси в механизме взимания платежей применяется тот же принцип, что и к Грузии. Россияне признают, что белорусская сторона несет потери, говорят о необходимости разработки механизма их компенсации, но не более того. Мы же пока не ставили вопрос ребром в расчете на то, что затянувшиеся переговоры все же приведут к внятному решению проблемы. Тем более в российском правительстве не раз заявляли, что косвенные налоги - это чуть ли не главный камень преткновения на пути создания единого экономического пространства. Но, замечу, пока особой воли к его устранению что-то не видно...

Названные цифры - это лишь то, что лежит на поверхности. Против 282 млн. долларов "газпромовских" претензий стоит почти миллиард тех, которые вполне может предъявить Беларусь. А ведь через нашу страну проходят не только газовые магистрали. Здесь по трубам течет российская нефть и нефтепродукты, весьма плотный грузопоток проходит по железной и автомобильным дорогам. Наши пограничники охраняют западные рубежи союза - внутренних границ между странами давно нет. Вместе с таможенниками они оберегают и Россию от потока контрабанды и наркотиков. На нашей территории расположены важнейшие стратегические объекты соседей, и именно белорусы обеспечивают их безопасность и жизнедеятельность. Деньги же - это вполне универсальный измеритель, который можно применить к любой сфере человеческих взаимоотношений. Измерить ими все эти услуги особого труда не составит. Это - не вопрос. Главная дилемма в ином: насколько союзническими останутся отношения наших стран, историческая общность судеб которых никем не подвергается сомнению, если применить бухгалтерию, культивируемую "Газпромом"?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter