Репортаж с деревенской колокольни: белорусскими перезвонами заинтересовались в ЮНЕСКО

С высокой колокольни

Церковь Святой Живоначальной Троицы славится своим колокольным звоном. Фото  Александра  РУЖЕЧКАДва подростка–погодка Юра и Сергей Рогуновичи из агрогородка Марково Молодечненского района шустро преодолевают не один десяток ступенек по узкой деревянной винтовой лестнице, где и двоим–то не разминуться. Пройдут считанные минуты — и мы не только увидим, но и услышим, как братья виртуозно справляются с пятью тяжеленными вековыми реликвиями — старинными колоколами. Над округой раздается звон. На мальчишек поглядывает 83–летний звонарь Петр Петрович Козел. Он спокоен: местные колокольные мотивы, традиция, передававшаяся из поколения в поколение с XVI века, не пропадет. Тем более что уникальные «званы» 24 церквей западных регионов Беларуси — кандидаты на включение в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В эти выходные звонарь-учитель и его ученики звонили в колокола по–особому празднично. Быстрее всякого радио и мобильной связи разнесли по Марково и окрестным деревням весть: сегодня в церкви Святой Живоначальной Троицы венчаются! Встречали и провожали молодых из Молодечно, как здесь это было положено испокон веков, под «званы». Хотя, сетует настоятель прихода отец Николай Пешко, такие события в деревне случаются нечасто. От силы три–четыре раза в год.

— Кстати, предыдущий звонарь — Григорий Рогунович, живший в первой половине прошлого века, — умел выбивать на колоколах марш Мендельсона, — в тему подмечает батюшка.

Новобрачным повезло обвенчаться с изюминкой. Елена Шатько, кандидат искусствоведения, действительный член Ассоциации колокольного искусства России, обращает внимание: храмов, где колокольным звоном встречают и провожают молодых, — всего несколько. А вот по покойнику в наших краях, там, где еще живы традиции, колокол плачет всегда.




— Люди бежали к звонарю и просили дать Божьей Матери весть помолиться о спасении души новопреставленного. Причем прихожане до сих пор по звону колокола понимают, кто умер: мужчина или женщина, из какой деревни...

Вот и Петр Петрович (на фото) весть о смерти доносит пронзительно. Казалось бы, совсем несложно, выдерживая определенную паузу, попеременно, одиночными ударами, звонить в четыре колокола. Однако тягость скорбного момента в разы усиливает акустика. С колокольни видны кресты, памятники и ограды. Кладбище буквально в десятке шагов от церковных ворот. Именно отсюда для ушедшего в мир иной и начинался тот самый, сопровождаемый печальным звоном, последний земной путь...

Деревню Марково без колокольного звона представить уже и невозможно. Говорят, отчетливее всего он слышен в безветренную морозную погоду.  Для местных жителей он привычен. Звонить здесь не переставали даже в безбожные советские годы...


— Тяжелое было время, — машет рукой отец Николай. — Колокола звучали над деревней разве что на праздники. Один удар, другой... Звонить так роскошно, звонить целый день, как сейчас мы делаем на Пасху, позволить себе не могли. Наша задача — эти традиции сохранить, не допустить того, чтобы колокола в нашей церкви перестали петь исконно марковский мотив.

Озадаченность настоятеля церкви Святой Живоначальной Троицы вполне понятна. Пусть Петр Петрович от звонарских дел ни разу не отказался, лишний раз тревожить его уже не хотят, разве что по большим праздникам. Его дар берегут. Здоровье уже не то... Хотя почтенного возраста звонарь — истинный профессионал. Может бить сразу в пять колоколов.


Техника вроде бы незамысловата. Правая рука помогает звучать трем маленьким колоколам, левая — самому большому. 13–пудовым звоном, отлитым в 1636 году, управляет нога. Казалось бы, дергай за веревки в определенном ритме — и готово. А сами попробуйте разными частями тела попеременно три дела делать и не сбиться! Здесь не только определенная сноровка потребуется.

— Если долго звонить, руки немеют, ноги. Начинает болеть шея. Как быстро? Потяните сами за язык колокола и посмотрите. Представьте, два самых больших «звана» весом 200 — 300 килограммов. Говорят — и у меня есть подтверждения этому, — что был еще один самый большой колокол весом килограммов в четыреста. Его спрятали в одну из войн, закопали, а потом так и не нашли, — вводит в курс дела отец Николай.

— Меня самого звонарь старенький обучал, Григорий Рогунович. Обычно к нему мы приходили на Пасху. Целая колокольня ребят собиралась! Смотрели. А затем он давал нам попробовать. Вот так и учились. Навыки даже за советские годы не растерял. Руки–то помнят. Вообще, научиться колокольному звону с нуля можно недели и за две–три, была бы охота. А можно и за год не научиться, — рассуждает Петр Петрович.

Нынче — спустя семь десятков лет — Петр Петрович и сам примерил на себя роль преподавателя. ченики, Юра и Сергей Рогуновичи — правнуки того самого звонаря, у которого учился Петр Козел, — не жалуются: дедушка спокойный, объясняет доходчиво. Настоятель церкви отец Николай тем временем не может нарадоваться: позиция ребят «кто, если не мы?» как минимум достойна уважения.

— Ребята ходят в воскресную школу, прислуживают мне в алтаре. Они — молодцы. Звонарями — вот уже четвертый год. Их Бог избрал. Главное, иметь не только желание, но и талант. Пробовали и других. Но не вышло. Ко всему прочему, ребята — братья, а значит, если один идет на службу, идет и второй. Не бывает такого, что один может звонить, а второй занят... Да и ребята слышали этот ритм с детства. Дети же впитывают как губка...

Нынче у протоиерея Николая Пешко дела по храму. Из строя вышла местная котельная. Поэтому в момент нашего приезда возле храма работала ремонтная бригада. Батюшка рассуждает: церковь должна быть такой, чтобы туда не стыдно было пригласить прихожан. Потому на пожертвования старается сделать ремонт.

— Забор поставили благодаря благотворителям Виталию и Елене — фамилии свои они не называли. Хотим колокольню отремонтировать, крышу поменять, перестелить...


20-ритуал-церковь-колокол05-131114500.jpg


И то верно, коль звонарская традиция претендует на статус историко–культурного наследия ЮНЕСКО, то и храм должен, что называется, соответствовать.

— А вы хотите, чтобы именно за счет колокольного звона у вас возросло число прихожан? — поинтересовался я.

Отец Николай ответил искренне:

— Пусть их станет больше за счет их веры, а колокольный звон будет напоминать им, что надо идти в храм, встречать их здесь и в конце жизни провожать в последний путь...

Кстати

В археологическом музее Гродно хранится фрагмент колокола XII века, причем с надписью.

Прямая речь

Елена Шатько, кандидат искусствоведения, этномузыковед–кампанолог, действительный член Ассоциации колокольного искусства России:

— Городскому жителю может показаться: сельский звонарь звонит примитивно, одним ритмическим мотивом, намного медленнее, чем выпускник колокольного отделения Духовного училища в столице. Но еще святой Амвросий Оптинский говорил: «Там, где просто, там ангелов со сто». В сельских храмах не позволяется вносить какие–то новшества в ритм звона. Определенный ритмический мотив–узор передавался из рук в руки. Сегодня, чтобы сохранить то, что нам досталось, нужно обязательно произвести паспортизацию всех старинных колоколов (последнее подобное анкетирование было в 1879 году), создать соответствующий музей, чтобы поврежденные не попадали на переплавку, как лом, ведь даже в таком состоянии они являются частью культуры, подлежат охране и изучению. Есть и еще одна проблема: правилам обращения с колоколами сейчас не учат, и это ведет к их постепенному уничтожению. Одна из бед православных приходов, где прерывались традиции звона: у молчавших десятилетиями колоколов отвисли языки, и удар получается ниже «бойного» места. Есть и другие вопиющие примеры: колокола красят, белят, дети звонят на них при помощи молотков... А ведь раньше любой прихожанин знал: первые удары в колокол должны быть мягкими, тихими. Как вокалисту нужно распеться, так колоколу нужно ожить, задышать, запеть. Сейчас союз музыкальных деятелей и Институт культуры Беларуси ведут работу по внесению в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО элемента «традиционное звонарство», которое предполагает ряд мероприятий, в частности, по передаче традиций молодому поколению, проведение фестивалей звонарей...

Факт

В Список нематериального наследия ЮНЕСКО предлагают включить следующие храмы:

Березовский район: д. Селец,

Вилейский район: д. Косута, г. Вилейка (церковь Преподобной Марии Египетской),

Воложинский район: д. Раков,

Докшицкий район: д. Ситцы, д. Тумиловичи, д. Порплище,

Ивановский район: д. Старое Стрельно,

Каменецкий район: г. Высокое,

Кобринский район: д. Дивин, д. Новоселки,

Малоритский район: д. Доропеевичи, д. Олтуш, д. Луково,

Молодечненский район: д. Красное, д. Марково, г. Молодечно (храм Покрова Пресвятой Богородицы),

Пинский район: д. Остров, д. Парохонск,

Поставский район: д. Ласица,

Пружанский район: д. Оранчицы,

Столинский район: д. Дубой, д. Городная, д. Стахово.

deu@sb.by

Фото  Александра  РУЖЕЧКА

Советская Белоруссия №223 (24604). Суббота, 22 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter