В Гомельском городском молодежном театре прошла премьера мелодрамы "Где отступается любовь..."

С Володиным не расставайтесь

Весь мир — психушка, а люди в нем либо пациенты, либо веселые, пахнущие цветами и карболкой врачи. Выбор в этой жизни невелик: ты либо лечишь, либо лечишься. К такой неутешительной мысли прихожу все чаще в секунды тягостных раздумий. Учащенно бьется сердце, пульсирует мозг, наплывает потолок, неврастенично моргает лампа дневного света. В размытом пятне света появляется человек со шприцем в руке и марлевой повязкой на лице. «Ох, доска кончается, сейчас я упаду», — писала детская «королева саспенса» Агния Барто. Усилием воли сбрасываем ярмо галлюцинаций, и я обнаруживаю себя где–то в поезде, аккуратно помешивающим ложечкой чай.

Земную жизнь пройдя до середины, я оказался в зоне рискованного земледелия, каким является, как известно, наше меланхоличное Полесье. Здесь в Гомеле прошла премьера мелодрамы «Где отступается любовь...» режиссера Якова Натапова, поставленной по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь...».

Чего я, собственно, завел эту фантасмагорическую волынку про психушку: у Натапова в психиатрической больнице происходит все действие спектакля. У Володина, как помним, только финал.

Матерый и мой любимый театральный художник Евгений Волков изящные интерьеры клиники и железные прутья решеток воссоздал со вкусом. Эти декорации поистине вдохновляют на безумие. Сама по себе эстетика психушки — раздолье для автора и актеров. Тут тебе и ограниченное пространство, и возможности проявить небывалые способности актерского перевоплощения, и взвинченные нервы.

Вспомним фильмы «Полет над гнездом кукушки» и «Дом дураков». В каждой «сумасшедшей» истории авторы решают сами: бежать из психушки или остаться. В фильме Кончаловского, например, больница была единственным островком стабильности, а психушкой представал воющий мир вокруг. Но все же чаще, как и в премьере ироничного режиссера Натапова, клиника выступает как модель авторитарного мироустройства.

Спектакль поставлен «по мотивам»: режиссер тут кое–что добавил, кое–что убрал, но все в рамках приличий. Имеет право, так как с Володиным был знаком. Есть у него такое «пятно» в биографии. Однажды в Минске, будучи еще студентом актерского факультета театрального института (свой светлый путь в театральном мире Яков Васильевич начинал как актер), показывал ему вместе с однокурсницей отрывок из будущего спектакля в гостиничном номере. Володин был в восторге. «Он сказал, что мы сыграли лучше, чем это играют Юрский и Тенякова в Ленинграде. Меня никто так не хвалил. Думаю, Александр Моисеевич сказал это потому, что на показе присутствовала моя мама», — вспоминает режиссер сегодня. Да, думаю, есть все же такая похвала, которую невозможно принять равнодушно...

«А не взято ли название спектакля из моего любимого стихотворения Цветаевой: «Где отступается любовь, там подступает смерть–садовница?» — вдруг толкнул меня в бок эрудированный армейский друг Викентий Вератила перед тем, как погас свет. Я кивнул. Викентий осмотрел присутствующих в зале с чувством легкого интеллектуального превосходства.

Не в каждом минском театре увидишь такую спаянность и такой шик. Играют гомельские актеры легко, уверенно, без натуги. Занята практически вся труппа. Изящные молодые актеры Виталий Сазонов и Ирина Шапетько — Митя и Катя — радуют глаз и ухо. Запоминается острым рисунком Судья в исполнении Натальи Голубевой. Актер Дмитрий Попченко играет сразу две роли — Доктора и Миронова, в обеих убедителен. Безнадежно влюбленный и отказывающийся разводиться грузин Керилашвили (актер Гиорги Чантурия) растопит любое женское сердце в зале.

Не открою большой тайны, если скажу, что к концу жизни у супруги драматурга Володина Фриды помутился рассудок. Но, как и булгаковская Фрида, она постоянно подкладывала мужу свой красный платок, напоминая, что жить с больным человеком — его долг. После смерти мужа все разрешилось само собой: дети отдали Фриду в лечебницу, где через двадцать дней она умерла. Это грубые ремарки жизни на полях искусства.

Кстати, говорят, что наследники Володина, живущие сегодня в США, вошли в положение Гомельского городского молодежного театра и согласились на совсем небольшой процент от авторских отчислений за премьеру. Вразрез с существующим трендом оказались совсем не хапуги. Володинские гены?

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 127 (25009). Вторник, 5 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter