Кто и за что попадает в "черные списки" компаний

С ними лучше не связываться

Поставщиков всевозможных товаров и услуг сегодня встречают по рейтингам. Согласитесь, прежде чем выбрать турагентство, купить планшет или отправить любимому человеку цветы, мы тщательно изучаем отзывы и «лайки». Рестораны, гостиницы, интернет–магазины из кожи вон лезут, чтобы приукрасить себя очередной похвалой от благодарного клиента, причем не всегда реального. Но все чаще по имиджу компаний бьют так называемые черные списки, в которые за оплошности их заносят и проверяющие органы, и простые потребители.



На днях интернет взорвала новость: на сайте Мингорисполкома опубликовали долгожданный антирейтинг организаций из сфер торговли, защиты прав потребителей и рекламы. Пока здесь лишь 12 особо «отличившихся», но перечень будет постоянно пополняться. Нина Емельянова, начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома, говорит, что главная цель — уменьшить поток жалоб от граждан:

— Конечно, мы не можем советовать не пользоваться услугами той или иной компании, но надеемся, что граждане ознакомятся с информацией и сами решат, стоит ли рисковать. И для многих субъектов хозяйствования эта процедура оказалась не только воспитательной, но и предупредительной. Они сами звонят нам, спрашивают, не попадут ли в «черный список». То есть мы видим, что оказаться в перечне никто не хочет. К слову, мы не включали в список тех, на кого была лишь одна жалоба, да и тот промах быстро исправили. Те, кто фигурирует в нем сейчас, — это систематические нарушители. Например, под первым пунктом ООО «Ньюайлд», в адрес которого было 25 письменных и 50 устных обращений! Но в суды представители компании не ходят, еще и налоговая их периодически штрафует...

К слову, злополучное ООО чаще всего обвиняют в продаже некачественных мобильных телефонов, которые расходились через 35 зарегистрированных интернет–магазинов. Кроме того, организацию не раз подловили на недостоверной информации о продукции, отказе вернуть деньги за бракованный товар, торговле без выдачи чеков и невыполнении решений суда. Судебные разбирательства идут и сейчас. Следующий продавец–нарушитель — ЧТУП «Медиамаркет Плюс». И снова речь о некачественных гаджетах и видеорегистраторах. Но этому фигуранту антирейтинга пока везет: ни один конфликт до суда не дошел. В то время как их коллега по продаже техники ООО «Ракурс Техно» попал под пристальное наблюдение Минторга, которому несложно в два счета прикрыть лавочку. Оплошностей тут хватает: цены на сайте и в реальности не совпадают, заявляется, что товар имеется в наличии, а на поверку — нет... Сразу две турфирмы, «Нероли» и «Южный край», запятнали свою репутацию наплевательским отношением к клиентам, причем в отношении второй компании конфликты довели до суда. А вот фирма по ремонту мобильников ООО «Прадагрупп» уже явно жалеет, что отказывалась выполнять гарантийные обязательства. Именно такие жалобы клиентов привели ее в «черный список». И сейчас судьба мастерской в руках инспекции Госстандарта по Минской области и Минску. Среди прочих «отличившихся» — ООО «ТортанЮниверсал», специализирующееся на установке окон, а также ООО «МагнумМедиа» и ООО «Лаб–Секрет», «мастера по окнам». Угодили в антирейтинг и специалисты по ремонту бытовой техники из ООО «Катрикс», а также интернет–площадка «Федот и Ефимка». Особое место, конечно, занимает печально известное ООО «Алтайский знахарь». Чудо–целители уже получили штраф в 30 базовых величин. А вообще, их не раз упрекали в манипуляции образами врачей и действиях против всяких правил. Но, похоже, все как с гуся вода. Кстати, попадание в «черный список» — не приговор: если компания сделает работу над ошибками, то из нелицеприятного перечня ее могут исключить.

Есть свой «черный список» и у налоговиков. И он куда обширнее — более 5.000 коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей из разных регионов страны. Почему инспектора усомнились в их честности — может увидеть каждый желающий. При этом все нарушения четко прописаны Указом Президента № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Самые распространенные ошибки связаны с печатями и бланками. А, скажем, частное предприятие «ДжетиксХаус» не могло объяснить, как именно были заработаны немалые деньги, поступившие ему на счет. У другого частника — «Вам везет» — были проблемы с налоговыми декларациями и адресом, по которому оказываются услуги. Кстати, несоответствие адреса в свидетельстве о госрегистрации и в реальности — тоже популярное нарушение, за которое заносят в реестр. «Метку недоверия» часто получают и за лжепредпринимательство. Как подчеркивает Дмитрий Бурш, заместитель начальника отдела информационно–разъяснительной работы Министерства по налогам и сборам, этот реестр создавали, чтобы предупредить предприятия от рискованной сделки с недобросовестным партнером. Спору нет, лучше лишний раз заглянуть в «нехороший список», чем потом разводить руками: мол, я не знал, с кем связался.



Предприниматели, к слову, неоднозначно относятся к такой своеобразной доске позора. С одной стороны, действительно важно оградить честные компании от рисков нажить себе неприятности из–за нерадивых партнеров. Но с другой — кто–то может стать нарушителем поневоле, в силу злосчастного стечения обстоятельств. А отмываться потом придется наравне со всеми... Ясно одно: как и в ситуации с «черным списком» Мингорисполкома, из аналогичного реестра налоговиков выбраться удастся, только очень постаравшись.

Что объединяет все эти «черные списки»? Их цель — не наказать, а предупредить. В любом случае последнее слово остается за тем, кто выбирает, связываться с их фигурантами или нет. А раз ты предупрежден, то и шансов не быть обманутым больше.

КСТАТИ

Особое место в антирейтингах всегда занимают народные хит–парады. Тут уж все проверено на себе, а к разочарованным голосам обычных людей мы, как водится, прислушиваемся внимательнее, чем к замечаниям официальных структур. Что интересно, молва клеймит не только продавцов или поставщиков услуг, но и самих покупателей. Один из таких «черных списков» гуляет в соцсетях. И в нем уже около 70 нечистых на руку клиентов. Черным по белому прописаны все данные тех, с кем лучше не связываться. Типичная ситуация: заказ человеку доставили точно и в срок, но проходит неделя–другая, а покупатель посылку не забирает, на звонки не отвечает. Или забрал, а деньги так и не перечислил. Много историй и с обменом вещей, когда одна сторона выполнила условия, а другой и след простыл. Один сюжет стоит другого: Юлия Н. из Орши умудрялась выдавать б/у вещи за новые, Тоня З. из Бреста дважды требовала у продавца переслать заказ на другой адрес, но так его и не забрала... Но лидирует среди обид на клиентов причина «отказался просто так».

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 52 (24682). Четверг, 19 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter