Англичане ищут деньги на строительство лапидария в Бресте

С надгробий надо снять ноги

Идея строительства лапидария в Бресте снова на слуху — после десятилетнего застоя. За сбор средств на проектно–строительные работы взялась английская благотворительная организация, а заказчиком является Брестский научно–просветительский центр «Холокост». Надгробия — мацейвы — с некогда разрушенного еврейского кладбища в перспективе могут быть вынесены на «стену плача».

Музей-лапидарий в Будапеште. Венгрия
Музей-лапидарий в Будапеште. Венгрия

До войны Брест был относительно небольшим городом, население не превышало 60 тысяч человек. О национальном составе можно судить по трем кладбищам: православному, католическому и еврейскому. Впрочем, исторически сложилось так, что в 30–е и 40–е годы в большинстве своем здесь проживали именно евреи, которых переселяли сюда еще в конце XVIII века по постановлению царского правительства о «черте оседлости».

Во времена гитлеровской оккупации в Брестском гетто были уничтожены более 30 тысяч узников. А в начале 60–х годов на месте еврейского кладбища построили стадион «Локомотив». Надгробиями строители вымостили дорогу соседнего 1–го Минского переулка. Оставшиеся разобрали местные жители на частные подворья...

Плиты сняли с мостовой только в 2004 году при реконструкции улицы. Глава Бресткой городской еврейской общественной организации «Бриск» и председатель центра «Холокост» Регина Симоненко рассказала, что уже тогда руководство горисполкома пошло общине навстречу:

— По инициативе моего предшественника Аркадия Бляхера город передал нам 1.112 плит. Идея создания лапидария, куда евреи — выходцы из Бреста — могли бы прийти и поклониться предкам, родилась еще тогда. «Стену плача» мы планировали воздвигнуть как раз в том районе, где было кладбище, возле стадиона. Мацейвы демонтировали. Власти выделили транспорт, рабочих. Средства были бюджетные, хотя это достаточно дорогие работы. Тогда же Аркадий Бляхер договорился о месте хранения плит с руководством мемориального комплекса «Брестская крепость–герой». Надгробия временно прописались в одном из казематов. Как мы думали, на год...

Надгробие с бывшего еврейского кладбища в Бресте
Надгробие с бывшего еврейского кладбища в Бресте

Однако найти спонсора, который оплатил бы проект, оказалось непросто, вспоминает Регина Симоненко:

— Потомки уроженцев из Бреста могли финансировать работы, но необходимо было знать стоимость строительства. А определить ее мог проект. Мы собрали нужную сумму, нашли проектировщика, прошли ряд согласований, сделали геодезическую съемку. Но проектировщики приостановили работу и вернулись к ней спустя несколько месяцев. Из–за инфляции средства, предназначенные для реализации проекта, обесценились... Теперь придется начинать все сначала. И средства искать, и согласования обновлять, поскольку они устарели.

Плиты до сих пор лежат в крепости, причем их число увеличивается. В мае на 1–м Минском переулке началось строительство торгового центра. Когда рабочие рыли котлован для фундамента, обнаружили новые надгробия — около 350 штук. Доставить их на временный склад в крепость общине помогли студенты–историки Брестского государственного университета имени Пушкина по инициативе преподавателя кафедры истории Ирины Вавренюк. Она, кстати, предложила своим ученикам изучать надписи на плитах в качестве тем курсовых и дипломных работ.

Кроме того, на призыв еврейской общины города откликнулось много неравнодушных брестчан, которые на протяжении 10 лет приносили мацейвы с частных подворий. Их приспосабливали под домашнее хозяйство самым разным способом. Из одной плиты сделали даже жернова...

Теперь в Брестской крепости лежит уже около полутора тысяч мацейв. И Регина Симоненко уверена, что это не предел. Поэтому в новом проекте нужно предусмотреть место для надгробий, которые будут добавляться на «стену плача». Идею создания лапидария городские власти по–прежнему поддерживают, но все опять–таки упирается в средства. Правда, на помощь пришла британская благотворительная организация Together Plan. Ее сопредседатель Дебра Бруннер, побывав недавно в Бресте и увидев состояние мацейв, обещала помощь со строительством мемориала, куда будут свезены надгробия.

Кроме того, на прошедшем в ноябре заседании комитета кнессета (законодательный орган власти Израиля. — Авт.) по вопросам иммиграции, абсорбции и диаспоры с участием Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси Владимира Скворцова достигнута договоренность о координации дальнейших усилий белорусской и израильской сторон по реализации этого проекта. Кроме того, председатель комиссии Йоэль Развозов также пообещал помощь в мобилизации средств на строительство лапидария.

Справка «СБ»

Лапидарий (от лат. lapis — камень) — экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах (в том числе надгробиях). Под данное понятие также попадают остатки скульптур и строений, то есть части некогда единого целого (иногда неизвестного происхождения), зачастую выставленные в местах археологических раскопок.


Советская Белоруссия №238 (24619). Суббота, 13 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter